Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 09:33

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Что, когда и почему?
22.06.2010, 19:30

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

"Что, когда и почему?"

( Педсовет «Познавательно-речевое развитие дошкольников»)

 

Цель:

· уточнение знаний педагогов о познавательно-речевом развитии детей;

· развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

 

Правила игры:

· уметь слушать других;

· принимать активное участие в игре;

· не оспаривать оценку жюри;

· соблюдать культуру речи и тактичность.

 

Атрибуты игры:

· куб с цифрами;

· аудиокассета с записью легкой музыки;

· воздушные шары с листами-вопросами игры;

· бланки-протоколы у жюри.

 

Оформление: на стене плакаты «Зачем?», «Когда?», «Почему?»,

«Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франс,

«Говорите правильно».

 

Разминка

 

1. Является ли речь врожденной способностью человека?

2. Может ли дошкольник усвоить информацию с помощью слова?

3. Назовите психические процессы, связанные с речью.

4. Назовите формы мышления дошкольников.

 

I. Рубрика «Дикция»

 

С помощью куба выберите чистоговорку, произнесите ее трижды:

1. «На мели мы налима поймали».

2. «Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей».

3. «Была у Флора - Флору про Лавра наврала, пойду к Лавру - про Флора Лавру навру».

 

4. «Солил Терентий грибочки сразу тридцать три бочки. Съел Терентий

грибочки сразу тридцать три бочки».

5. «За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

     Перепел прилетел перепелку перепел».

6. «На лугу под горкой лежит сырок

    С красивой красной коркой.

    Сорок сорок в короткий срок

    Съели сырок».

 

Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги.

                                             

II. Рубрика «Профессиональные знания»

 

Ведущий предлагает выбрать воздушный шар. Педагоги достают из них листы с вопросами:

1. Каковы основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ? (Развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; воспитание интереса и любви к художественному слову.)

2. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

(Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.)

4. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду. (Общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр; занятия по другим разделам программы.)

 

III. Рубрика «Неожиданные родственники»

 - экскурс в историю слов

 

Педагогам надо быть во всеоружии, чтобы ответить ребенку на его бесконечные «Зачем? Откуда? Почему? Почему кошку назвали кошкой? Почему стол назвали столом?»

 Если заглянуть в историю слов русского языка, то откроется любопытный факт. Неоценима та помощь, которую могут оказать нам словари.

Итак, домашнее задание.

 

1. Наверное, всегда вызывает удивление сходство слов «гусеница» и «гусь». Ведь они называют совершенно не родственные понятия, а по виду кажутся родственными. Оказывается, слово «гусеница» родственно слову «усы», ус - волосы на лице над верхней губой. Раньше слово «ус» означало небольшой волос (не такой густой волосяной покров, как на голове). Слово «гусеница» - «волосатый червячок» - образовалось от прилагательного «усен» - «волосатый». Получилось «усеница». Со временем перед «у» развилось «г». Сначала оно произносилось слабо, придыхательно, напоминая «Х», затем стало произноситься твердо, как сейчас. Позднее существительное «гусеница» получило еще одно значение - широкая цепь, заменяющая колеса у трактора, танка. А слово «гусь» имеет родственников в немецком, индийском  французском  и других языках. Звук «г»  был в нем с самого начала.

2. Интересны появление и родственные связи слов «потолок» и «пол». Давным-давно пол в жилищах был земляной или глиняный, а не деревянный. В этот период для названия пола использовалось слово «тло»  - земля, основание. От него-то и образовалось слово «потолок», ведь потолки делаются такого же размера, как пол, по полу или по «тлу», как говорили наши предки. К корню – «тл» - прибавили суффикс «-ок», предлог «по» превратился в приставку, в корне появилась беглая гласная «о» дл облегчения произношения. Образованное таким путем слово «потолок» означало - сделанный по размерам пола основания. От слова «тло» образовалось наречие «дотла» - до основания, совсем: «сгореть дотла», то есть до земляного пола. Затем слово «тло» постепенно стало вытесняться из языка словом «пол». И вот почему. Земляные полы в жилищах стали заменяться деревянными, а делали это так: распиленные надвое поперек бревна укладывались рядом. Полученный настил из полубревен стал называться  «пол» - сделанный из половин, полов.

Прав Анатоль Франс: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке», в котором можно прочитать не только толкование, но и этимологию слова.

 

 

IV. Рубрика «Говорите правильно»

 

Стилистические ошибки в речи нередко возникают из-за неправильного употребления паронимов - слов, разных по значению, но сходных, хотя и не тождественных, по звучанию. К паронимам относятся, например, такие слова: вихрь - вихор, представить - предоставить, эффектный - эффективный.

Задание: если есть ошибки в предложениях, исправьте их, объясните употребление паронимов.

1. Дети должны сами научиться одевать пальто.

2. Мужчина надел очки и стал рассматривать картину. 

Глагол надеть имеет несколько значений: 1) натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол); 2) укрепить какой-нибудь предмет на чем-нибудь (надеть коньки, надеть ордена); 3) насадить, продевая или накалывая (надеть кольцо на палец, надеть червяка на крючок). Этот глагол следует использовать в том случае, если при нем есть или можно поставить предлог «на» (надевать пальто на себя).

Слово «одеть» может иметь значения: 1) облечь кого-нибудь в одежду, обеспечить одеждой (одеть ребенка); 2) покрыть кого-либо чем-нибудь для тепла; 3) окутать (Холодная мгла одевала землю, оседая на деревьях белым инеем)

1. Часы встали ровно в полночь 

2. От страха волосы дыбом стали.

Паронимы встать и стать имеют одно общее значение – «принять вертикальное, стоячее положение» (волосы дыбом стали). Однако для глагола «Встать» главным является значение «подняться» (встал с постели). Глагол «стать» синонимичен глаголу «остановиться» (часы стали, колонна стала, стать на ковер, т.е. разместиться).

Правильное использование паронимов сделает нашу речь точной.

 

V. Рубрика «Лингвистические игры»

 

«Я хочу нарисовать...» Каждый участник игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а  один пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой - медведя, третий - ракету и т.д. Рисующий обобщает. По ходу рисования все могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). Рисование должно сопровождаться сочинением истории.                              

 

Подведение итогов. Награждение.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка
Просмотров: 3757 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz