Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».
Цель: Знакомство с ненецкой сказкой «Мышонок и оленёнок»
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям понять смысл сказки
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;
- учить пересказывать художественный текст.
- обогащать словарный запас детей: хоркает, копытца, обессилел, кочка, мох
Развивающие:
- расширять знания детей о животных (мышь, олень);
-развивать самостоятельную, грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;
- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.
Предварительная работа:
1.Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
2.Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.
3.Беседа о жителях севера, животном и растительном мире
Оборудование:
Книга И. Истомина «Ненецкие сказки».
Портрет писателя.
Макет тундры.
Игрушки – оленёнок и мышонок.
Макет волшебной книги.
Ширма.
Диск с музыкой «В гостях у сказки», голоса: «хорканье оленя», «писк мыши».
Магнитная доска.
Ход НОД
- Доброе утро, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?
-Слушайте внимательно!
В тундре он бродит большими стадами
Словно короной, красуясь рогами
Важен он в жизни полярных народов
Транспорт надежный для дальних походов (Северный олень)
-Где живет олень? (на севере, в тундре).
-Покажите, как ходит по тундре олень.
-А вот вторая загадка:
Что за серенький зверек,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал
Сразу в норку убежал? (мышка)
-Правильно, а где живут мышата? (Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).
-А сейчас закройте все глаза и узнайте, чей это голос:
Включается «Говорящая ручка» «Хорканье оленя»
-Это хоркал олень.
-Да, это хоркал большой олень, а как мы назовем маленького, детеныша оленя? (олененок).
-Вот он какой (убираю ширму, показываю игрушку оленёнка на макете «тундра»).
-Вам нравится оленёнок?
-Какой он? (красивый, стройный).
-Как он бегает по тундре? (Быстро).
-Сколько у него ножек?
-А это что? (Копытца).
-На что похожи рожки? (На веточки дерева).
Закройте ещё раз глазки и послушайте, чей это голосок:
Включается аудиозапись «писк мыши»
-Кто пищал? (Мышонок).
-Где же он? Вот он где спрятался под мхом за кочкой!
-Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и назовите, что это у мышонка? (Уши).
- А ласково? (ушки),
Глаза - глазки,
Лапы - лапки.
Хвост - хвостик
Голова – головка
Нос – носик
Усы - усики
-Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку, про него говорят «юркнул». Повторим слово.(
-Кто больше, мышонок или оленёнок?
Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном.
-Хотите поиграть?
- Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глаза, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.
-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну, которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» (показываю макет), ее написал писатель Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край, а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили родной край, учились быть добрыми и умными».
- Как только я открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок в тундре.
-Хотите очутиться в сказке? (Звучит музыка «В гостях у сказки»).
-Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой?
- пожалуйста, тихо-тихо! Присаживайтесь! (Дети проходят через макет книги, усаживаются).
-А вот и настоящая книга, которую написал Иван Григорьевич Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван.
-Чтение сказки.
-Понравилась сказка?
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре?
(мышонок и оленёнок).
-Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы:
1.Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком? (У оленёнка ноги больше, чем у мышонка).
2.В какую игру предложил поиграть мышонок? (В прятки).
3.Как он сказал? (Давай в прятки играть?)
4.Кто первый спрятался? (Оленёнок).
5. Расскажите и покажите, что делал мышонок, пока олененок прятался?
-Долго искал мышонок оленёнка, но найти не мог. Наконец обессилел совсем.
6.Ребята, что значит обессилел? (Устал).
7.Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка? (Обхитрить оленёнка).
-Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок: «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать».
-Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.
8. А почему оленёнок не нашёл мышонка? (Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел).
-Доскажите словечко:
-«Эх, ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой…, а недогадливый». –«Я маленький, а… тебя обхитрил!»(Можно повторить).
9.Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? (Олененок обиделся на мышонка).
10. Кто вам больше понравился?
11. Почему?
Физминутка.
-Ребята, давайте отдохнём и поиграем:
«Оленёнок в тундре жил,
головой крутить любил.
Оленёнок мох искал,
снег копытом разгребал.
ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!
-А молодец будет тот, кто перескажет то, что я прочитала. А поможет вам таблица с картинками. Вначале выполним зрительную гимнастику.
1) Пересказ по цепочке.
2) Пересказ 1-2 ребенка.
-Итог.
-Какую сказку читали? Кто автор?
-Понравилась волшебная книга?
-Кто молодец?
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда -
Умным станешь ты тогда!
- Спасибо за внимание. До свидания!
(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).
|