Цель: закрепить знания детей об органах чувств: нос, уши, глаза, кожа, дать элементарные знания о языке. Уточнить какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние, осязание в понимании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Оборудование: компьютер, электронное пособие «Чтобы глаза видели», иллюстрации «Как сберечь слух», музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, треугольник, погремушка, ложки, музыкальный молоточек, разнообразные предметы, чудесный мешочек, баночки с продуктами (банан, шоколад, апельсин, хлеб, лимон), шарфик, блюдца с продуктами (морковка, капуста, яблоко, печенье, банан), ложечки, иллюстрация «Язык», белые халаты для каждого ребенка, магнитофон. Ход: Вводная часть. - Дети сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? - Правильно – это глаза, уши, нос, язык, кожа. Они помогают нам познавать окружающий мир и поэтому мы называем их нашими помощниками. Прежде чем зайти в первую лабораторию, я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств здесь изучают. На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза) Проходим в лабораторию. Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей) У нас Саша и Дима знают о глазах стихотворение: «Ребятишкам про глаза» Н. С. Орлова Разберемся вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко, Сразу сделалось темно, Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно – Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом, Править быстрым самолетом. Все моря на белом свете Переплыть мечтает Петя; Будет Николай танкистом, А Сергей парашютистом. Станет снайпером Илья… Но для этого, друзья, Кроме знания и умения – Всем необходимо зрение! Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели нужно соблюдать правила. Включить компьютер. Давайте их вспомним, поиграем в игру «Убери лишнее». Рассмотрите картинки, подумайте и скажите что для глаз вредно. Какая картинка здесь лишняя и почему? Еще для глаз полезно делать гимнастику. Давайте все станем в круг и сделаем гимнастику для глаз «Дождик» Звучит музыка «Дождь» Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения) И вторая пробежала – кап! (то же самое) Мы на небо посмотрели (смотрят вверх) Капельки кап-кап запели, Намочились лица (Вытирают лицо руками) Туфли посмотрите (Показывают руками вниз и смотрят) Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя убежим, Под кусточком посидим (приседают) Входим во вторую лабораторию. 2. - Отгадайте загадку. Два братца на одной голове живут Все слышат, а друг друга не видят. (Уши) Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. (Тихо говорит) Встаньте. Почему вы встали? Чем вы это услышали? У вас хороший слух! Ведь я сказала совсем тихо, вы наверное соблюдаете правила, чтобы уши хорошо слышали и не болели. Слух для человека большая ценность. Игра: «Как сберечь слух» Перед вами картинки. Внимательно их рассмотрите и оставьте только те картинки, на которых изображены полезные действия для ушей. (Дети отбирают) Объясните почему вы их оставили? А про эту картинку Вероника прочитает нам стихотворение Эммы Мошковской «Уши»: Доктор, доктор, Как нам быть: Уши Мыть Или не мыть? Если мыть, То как нам быть Часто мыть Или пореже? Отвечает доктор еже – Отвечает доктор гневно еже еже ежедневно! Спасибо Вероника. Конечно уши надо мыть ежедневно. Я для вас приготовила игру в которой очень нужен слух. Послушайте и скажите какой музыкальный инструмент звучит. (металлофон, маракасы, ложки, погремушка, треугольник, молоточек) Переходим в следующую лабораторию 3.. - Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку: Между двух светил в середине я один. (нос) Правильно это нос. Некоторые считают, что нос это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Это конечно шутка. Для чего человеку нос? На самом деле его можно назвать сторожевым постом организма, потому что он единственный орган чувств который может воспринимать разные запахи. Запахнет в воздухе дымом и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось. У нас сейчас с вами будет очень трудное задание, давайте подготовим к нему свои носики, сделаем упражнение на дыхание. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть (4-5 раз) Хорошо, а вот и игра «Узнай по запаху» Детям предлагается по запаху определить что лежит в баночке. (чеснок, апельсин, банан, лимон, хлеб) Физкультминутка. Давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз: Как мы весело живем Дружно песенки поем Можем весело смеяться Пошутить, побаловаться И поспорить иногда. Ну а драться – никогда. 4. Переходим в другую лабораторию. Как еще можно определить, что за продукт, не видя его? (на вкус) Какой орган чувств может определить на вкус? В этой лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык. Показ иллюстрации «Язык» Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот: кислое или сладкое, соленое или пресное, вкусное или горькое. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть мороженное и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Таким образом, язык – это тоже один из ваших сторожей. Если вы ненароком возьмете в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пришлет приказ мышцам рта, и вы не задумываясь выплюнете то, что вредно организму. Давайте определим на вкус какие продукты я вам приготовила. Игра «Определи на вкус» Давайте поиграем с языком «Холодно-жарко» Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3-4 раза. «Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз. «Лошадка». Поцокать языком. Уходят в следующую лабораторию. 5. Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Осязание – это когда мы что-то можем узнать на ощупь. Каким органом мы можем ощущать холод, тепло, боль? Правильно – это кожа. Самая чувствительная кожа у нас на руках и на языке. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Звучит музыка) Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми Никого не обойду. С ноготками поиграю. Друг о друга их потру. Потом руки «помочалю» И ладошки разотру Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора. Ребята предлагаю вам игру «Чудесный мешочек», сможете ли вы на ощупь узнать, какие предметы в нем лежат. (предметы гигиены) 6. Итог. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. А теперь мы улыбнемся Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим пожеланья… Дети говорят друг другу добрые пожелания. - Я тоже, ребята желаю вам никогда не болеть, быть всегда веселыми, любить родителей и уважать взрослых.