Отправляясь с ребёнком на прогулку, спросите его: «Вспомни, что мы видели с тобой на прогулке? Изменилась ли клумба? Какие именно изменения произошли на клумбе?».
Расскажите малышу об осени, наблюдайте вместе с ним за изменениями в природе. Кроме вашего собственного рассказа, вам помогут произведения детской литературы.
Вашими помощниками будут выученные наизусть стихотворения, потешкки, пословицы, загадки, которые можно использовать при случае. Учите ребёнка воспринимать окружающее во всём его многообразии.
Полюбуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях, а на каких опали. На каждой прогулке непременно наблюдайте за деревьями, цветами, тучками.
Обратите внимание, как быстро изменяется цвет листочков. Учите правильно называть цвет листьев. Отмечайте, что листья постепенно опадают. Сравните листья по величине, по форме, цвету. Соберите осенний букет красочных листьев.
Отправляясь на прогулку с малышом в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзинку и наберите каштанов, жёлудей, шишек, ягод рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий, ими можно будет подкормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.
Обратите внимание ребёнка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки, свёклы, картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у малыша понятие много и один, классификация предметов, группирование.
Покажите стайку воробьёв и спросите, сколько воробьёв, один или много. Наберите букет осенних листьев и возьмите его в одну руку, а в другую руку возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмёт один листок, а потом наберёт много листьев. Пусть бросит в одну сторону много листьев, а в другую – один. Сортировка — большие (маленькие) каштаны (жёлуди, шишки и т. п.); классификация — от большего к меньшему и наоборот; классификация и группирование — много больших жёлудей, 1 маленький жёлудь, 5 закрытых шишек, 1 открытая шишка.
Слушайте звуки осенней природы: шелест листьев, шум ветра, шорох и стук дождя, крики улетающих птиц. На прогулке в лесу, если ваш ребёнок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.
Сравните на ощупь шишку, каштан и желудь. Обратите внимание ребёнка на то, что каштан и жёлудь гладкий, а шишка шершавая. Но вот наступила поздняя осень – самое скучное время года.
На улице холодно часто идут дожди, но и в это скучное время прогулки с малышом можно и нужно разнообразить, организуя подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями, происходящими в природе.
Морозным утром покажите ребёнку иней на траве и ветках деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальчиками. Обратите внимание малыша на то, что почти не видно и не слышно птиц.
На прогулке в парк вы можете их увидеть, они суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за ними.
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Уважаемые родители старайтесь сделать прогулки с малышом как можно более интересными и разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями, происходящими в природе.
Отличных ВАМ осенних прогулок с детьми!!!
Воспитатель младшей группы Татьяна Александровна Мещерякова
|