Дислексия и
дисграфия
Почему не каждому
дается грамота?
С началом
обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и
письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо
справляются с математикой и другими предметами.
Стойкое нарушение
чтения называют дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба вида расстройства
наблюдаются у одного и того же ребенка.
Дислексия встречается
у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников
страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию
этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в
отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.
Дети с дислексией
допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают
звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами,
иногда пропускают начальные слоги слов. Поэтому такие дети очень неохотно
выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды
работ им не даются.
При дисграфии
дети младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими
упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют
заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Эти дети отдельные
буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию
буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий
знак).
Можно ли
эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам
вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво
заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков -
тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Кто способен
научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд
ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.
Занятия
проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры,
разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических
элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и
какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к
противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое
произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Понятно, что используют
наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О"
напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться
наращивать скорость чтения и письма не следует - ребенок должен основательно
"почувствовать" отдельные звуки (буквы). Техника чтения - следующий
этап упорной работы.
Нужно помнить,
что дислексия и дисграфия - это состояния, для определения которых требуется
тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Пичкуренко В.А.,
учитель-логопед
|