РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Для успешного и всестороннего развития
детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения детей в
детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям
необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание к собственной речи, так
как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую
неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым
общением:
·
посредством
называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь
(например, это мяч, это дерево и
т.д.)
·
в собственной
речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение
звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические
формы и т.д. (например, это книга; нет
книги, ищу книгу, думаю о книге, дарю книгу. Саша рисовал, а Таня рисовала и
т.д.)
·
обращать внимание
детей на смыслообразующие элементы речевой
системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей различать их по смыслу (например,
соответственно: встал, лег; зашил дырку,
пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.)
·
привлекать
внимание к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в
контекстной речи и изолированно (например, положи
карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.)
·
совершенствовать
грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных
яблок, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров)
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления
пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например,
как готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества: сладкая,
горькая, холодная, цвет: зеленый, желтый)
4. Важную роль в организации работы должны оказывать
любимые
игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка,
в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их
распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и
рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее
обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила
на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой
форме позволяло ребенку овладеть сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка
может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой,
бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей
работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая
родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые
затруднения.
|