ОСОБЕННОСТИ
ПАМЯТИ И
СОЦИАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Память - одна из высших функций психики, которая обеспечивает
полноценное приспособление человека к окружающему миру, к общественной жизни.
Память ребёнка 5-7 лет особенно богата образами отдельных предметов.
В этих образах воедино слиты общие черты, свойственные целой группе предметов,
а также и несущественные признаки, детали, которые ребёнок подметил у
отдельного предмета. Иногда какая-нибудь несущественная черта кажется ему общей
для многих предметов или явлений. В этом случае сами предметы (явления) малыш
считает равноценными. Отсюда и
характерная «детская ложь». Приведём пример:
Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были
воры! Они ели листья, и ещё они ели сливы с косточками!» Причём здесь листья и косточки? А притом, что вор -
воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать
листья и есть сливы с косточками. Обозначение по
случайному признаку далёких друг от друга предметов ведёт к таким
ошибкам памяти.
Следует также отметить, что в возрасте 5-7 лет преобладает
наглядно-образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и
развивается память словесно-логическая. Основная задача взрослых - ускорить
развитие словесно-логической памяти у детей.
Один из способов решения этой задачи - чтение стихотворений и сказок. Более
сложными, с острым, захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди», «Смоляной
бычок», «Лисичка со скалочкой» и др. Прочитайте эти сказки ребенку не один раз.
При неоднократном прочтении ребенок глубже вникает в ход событий, ему понятнее,
яснее сказочные персонажи, их взаимоотношения и поступки. Именно эти сказки
объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна,
а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с
ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы с одной стороны облегчают
понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают
смысловую, логическую память ребенка. Можно порекомендовать для пересказа
рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. При подготовке к пересказу можно
воспользоваться советами песенки-напоминалки:
Очень часто пересказ вы твердите много раз.
Это трудно - много
раз, это нудно - много раз,
И поэтому у нас есть
другой совет для вас:
Вы обдумайте рассказ,
не заучивая фраз,
И задумайтесь о нем:
что рассказано? О чем?
Что за чем произошло?
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз - и
запомнится рассказ.
|