Игры для развития речи будущих первоклассников
Скоро долгожданное лето, пора отпусков и активного отдыха детей и взрослых. Это время для активизации и расширения словарного запаса, развития грамматических категорий, связной речи будущих первоклассников.
В предложенные игры можно играть на природе, во время прогулок или на кухне при совместном приготовлении обедов и ужинов.
Кому угощение?
(употребление трудных форм существительных)
Взрослый предлагает раздать подарки для зверей и птиц.
- В корзинке подарки для зверей и птиц я боюсь перепутать кому что. Помоги мне, пожалуйста. (Можно использовать картинки с изображением медведя, лисы, волка, лошади, рыси, обезьяны, гусей, кур, лебедей и т.д.).
- Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Назови три слова
(активизация словаря)
Дети и взрослые становятся в шеренгу. Ведущий каждому участнику по очереди задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова – ответа, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
- Что можно варить? (чай, кашу, суп)
- Что можно читать?
- Чем можно рисовать?
- Что может плавать?
- Кто может плавать?
- Кто может скакать?
- Что может скакать? И т.д.
Можно придумать большое количество вопросов и смешных ответов.
Кто кем хочет стать?
Предложите детям сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты девочки? (Девочки пекут торт). Кем они хотят стать? (Они хотят стать кондитерами). Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать самолёт) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками).
Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
Кто кем был или что чем было?
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем)
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), (рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Подбери рифму
(развивает фонематический слух)
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве… (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. Подбирать слово-рифму к слогам:
Ашка-ашка полосатая… (рубашка)
Лат-лат голубой… (халат)
Ушка-ушка мягкая … (подушка)
Мор-мор ядовитый … (мухомор) и т.д.
Закончи предложение
(употребление сложноподчинённых предложений)
- Мама положила хлеб … куда? (в хлебницу)
- Брат насыпал сахар … куда? (в сахарницу)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? (в салатницу)
- Мы поедем завтра в лес, если … (будет хорошая погода)
- Я не хочу спать, потому что … (ещё рано)
- Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки) и т.д.
Желаем вам хорошего летнего отдыха,
общения и совместных игр с детьми!
|