КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ПИСЬМА
Как часто приходится слышать от учителей, что у ребенка плохо развита рука:
- пишет медленно;
- неуверенно;
- не видит строчки;
- не соблюдает интервалы между буквами.
Всё это говорит о том, что графический навык у ребенка во время не
сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но так же и от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Помогают освоить каллиграфию (искусство красивого и чёткого письма) способность к наблюдению, сравнению к творческому воображению, интерес ребёнка к работе, его усидчивость и аккуратность.
Писать малышей-первоклассников начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Дети, которые до школы с удовольствием лепили, конструировали, рисовали, вырезали ножницами, успешно овладевают навыками письма.
Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу и включать в себя ряд взаимосвязанных моментов:
- развитие ручной умелости;
- развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в общих направлениях движения;
- развитие изобразительных и графических умений
Для подготовки руки ребёнка к письму рекомендуется выполнять следующие упражнения (по возможности следует выполнять упражнения в «обе стороны», т.е. по очереди обеими руками):
- Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Время проведения 3 - 7 минут. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, перекатывать пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
- Вырезание ножницами.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура. Обучая силуэтному вырезанию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
- Рисование, раскрашивание.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
- Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
- Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.
Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы. У вас впереди целое лето. Удачи!
|