Учимся говорить выразительно!
Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно дошкольник хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной.
Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, впечатление малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собирался рассказать, и замкнется. Чаще общайтесь с ребенком, показывайте, что сопереживаете, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем думает, почему он решил вам довериться.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи будущего школьника.
В норме ребенок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Однако, в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того, чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.
Сделать речь ребенка более выразительной, эмоционально богатой поможет чтение родителями разными голосами с выражением стихотворений, в которых есть «высказывания» различных животных:
1. - Кто сломал в лесу малину? –
Тонко заяц пропищал.
Ушки зайца шевелились,
Он от страха весь дрожал.
2. – Кто болото взбаламутил? –
Громко квакнула лягушка.
Из воды болотной, мутной
Чуть видна ее макушка.
3. – Кто таскал наш мед из улья? –
Дружно пчелы прожужжали.
Что же бедным пчелам думать-
Съеден мед, а кем – не знают.
4. – Кто тут чем-то недоволен?
Грозный рык в лесу раздался.
- Я поел малинки вволю!
На полянке я топтался!
Предложите ребенку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу- Пойдем с тобой гулять? « в стихотворение, используя разные интонации:
Проснулся утром Вадик
И поспешил узнать,
На маму хитро глядя:
- Пойдем с тобой гулять?
Когда они поели,
То Вадик стал играть,
Сказал закончив дело:
- Пойдем с тобой гулять?
И мама отвечала:
Ну, что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала –
- Пойдем с тобой гулять?
|