Знакомимся с временами года.
Дидактические игры.
(Журнал - Дошкольная
педагогика/Декабрь/2011) Н.В. Ершова, И.В. Аскерова)
Проходит осень и незаметно подкралась зима. Самое
длинное время года. А все, потому что хочется скорее тёплых дней. Но и в зимние
дни не забываем наблюдать за изменениями в природе, играть, рисовать и учить
стихи.
Зима
С детьми 4-5 лет понаблюдайте за изменениями в природе. Расскажите, что вслед за осенью
приходит зима. Стало холодно. Реки и пруды покрыты льдом.
Подвижная игра «Зима»
Снова на дворе зима –
Развести руки в стороны.
Снег. Метели, холода,
На слово «снег» поднять и медленно опустить руки. На
слово «метели» качать руками из стороны в сторону. На слово «холода» обнять
себя за плечи.
Лёд на реках и прудах,
Гладить ладошку о ладошку.
Ребятишки на коньках.
Имитировать катание на коньках.
Зимой идёт белый пушистый
снег. Изобразите, как падают снежинки, и прочитайте стихотворение.
Медленно-медленно
Кружат снежинки,
Падают ровным ковром.
Блестят и искрятся
хрустальные льдинки,
Тихо звенят за окном.
Снежинки кружатся в воздухе и
падают на землю, на людей. На голые деревья. На дорогу и т.д. Всё вокруг
покрыто белым пушистым снегом.
Утром выглянем в окно –
Всё на улице бело!
На дорожке снег,
Вот на ёлке снег
И под ёлкой снег,
Под скамейкой снег,
Всюду, всюду белый снег!
«Волшебные формочки»
Из снега можно слепить
различные фигурки. Спросите детей. Что они слепили, и попросите описать свои
фигурки (белый зайчик, снежный зайчик и
т.д.)
«Какие снежки?»
Эту игру вы можете провести сначала
на прогулке. А затем в помещении с использованием «снежков», изготовленных из
ваты или бумаги. Сопровождайте свои действия чтением стихотворных строк:
Слепим мы с тобой снежок
И пойдём играть, дружок!
Уточните у детей, какие
снежки: белые или чёрные. Круглые или квадратные, холодные или тёплые, лёгкие
или тяжёлые, мягкие или твёрдые.
Подвижная игра «Мороз»
Зимой на улице морозно. Мёрзнут пальчики.
Становятся румяными щёчки. Но никакой мороз нам не страшен! Мы его совсем не
боимся!
Ай да дедушка Мороз!
Качать головой.
Щиплет щёчки нам и нос.
Щиплет ушки, щиплет губки.
Слегка пощипывать себя.
Отморозил их Мороз!
Будем щёчки согревать,
Их ладошкой потирать,
Гладить ушки, нос и губки.
Ох, морозит не на шутку!
Тереть ладошками щёки, уши, нос, губы.
Закрепить представления детей
4-5 лет о зимних признаках можно следующим образом. Находясь на улице, обратите
внимание малышей на изменения, произошедшие в природе с приходом зимы. Солнце
находится низко над землёй и почти не греет. На улице стало холодно. День стал
совсем коротким, а ночь длинной. Осенние дожди сменились снегопадами. Деревья,
сбросившие листья ещё осенью, спят, покрытые снегом. Снег укрыл не только
деревья, но и дома, землю. Замёрзли реки и озёра. Они покрылись льдом.
«Снег, ветер, лёд»
Дайте как можно больше определений словам. Поощряйте детей
вырезанными из бумаги снежинками.
«Белый-белый лес стоит»
Белый-белый лес стоит,
Развести руки в стороны.
Подо льдом река бежит.
Бежать.
Солнце светит мало,
Поднять руки вверх.
Слегка развести их в стороны.
Холоднее стало.
Обнять себя за плечи.
«Так зимой мы веселимся»
Выполнять движения,
соответствующие тексту.
Один – играем мы в снежки,
Два – встаём мы на коньки,
Три – на лыжах быстро мчимся,
Так зимой мы веселимся!
«Постучалась в дверь зима»
Постучалась в дверь зима.
Стучать кулаком одной руки о ладошку другой.
- Снег какой? (Белый, мягкий, пушистый. Холодный, липкий,
сухой, рассыпчатый)
- Лёд какой? (Холодный. Прозрачный, толстый, тонкий.
Хрупкий, гладкий)
- Ветер какой? (зимний, холодный, сильный, порывистый)
Прочитайте рассказ, малыши помогут вам, называя картинки.
А с зимой – снег, холода,
Лыжи, санки и коньки,
Горки и снеговики,
В залах праздничные ёлки,
Ребятишек голос звонкий.
Загибать пальцы на
каждое название признака зимы.
«Скажи правильно»
- Зимой снег падает или
капает?
- Зимой снег белый или
зелёный?
- Зимой воздух холодный или
тёплый?
«Громко воет зимний ветер»
Предварительно изготовьте вместе с детьми снежинки из
салфеток или другой тонкой бумаги.
Текст: Зимний ветер
громко воет. Покажите как. Вдохните через носик, выдыхайте через ротик.
Вытяните губки трубочкой. Произнесите: «У-У-У!» Ветер дует на снежинки.
Снежинки разлетаются. Подуйте на снежинку, как ветер. Она полетит.
«Зимние узоры»
Посмотрите на окно. Дед Мороз
оставил на нём свои узоры. На что они похожи?
|