Знакомимся с временами года. Весна. Дидактические игры
Вот и наступила долгожданная весна. В наших краях она приходит по разному. С тёплыми ветрами и обильным таянием снега. Или же медленными но верными шагами. А значит постепенным таянием снега и следовательно равномерным приходом весны.
Астрономическое начало весны – 20 марта День весеннего равноденствия, окончание – 21(22) июня дни летнего солнцестояния. Погодоведы начало весны относят к сроку, когда средне-суточная температура выше 0 градусов по С. Фенологи начало весны относят к прилёту грачей (12-19 марта). Общая продолжительность весны – 85 дней: с 18 марта до 11 июня.
В народе говорят:
- Поздняя весна не обманет; - Рано затает – долго не растает; - Ранние вёсны хуже поздних; - Длинные сосульки к долгой весне;
ВЕСНА
Сформировать представления детей 3-4 лет о весне вам помогут совместные с ребёнком наблюдения. Вместе посмотрите в окно и прочитайте стихотворение:
Закончилась зима- Метели. Холода. Пришла весна-красна, Свет, радость принесла. Всё ярче светит солнце, Становится теплее. И можно из оконца Смотреть нам за капелью, Смотреть за ручейками, Как тает снег и лёд. Порадуйтесь же с нами: Весна-красна идёт!
«Солнечные лучики»
Возьмите иллюстрацию с изображением весны. Покажите малышам солнышко. Объясните, что весной оно светит ярко и греет сильно. Лучики солнышка будят всё вокруг после долгого зимнего сна. Показывайте указкой на объекты на картинке и спрашивайте, куда упал лучик. Находясь на улице, обратите внимание детей на сезонные изменения в природе. Солнце теперь светит ярче, греет сильнее, начал таять снег, появились проталины, и на них выросла первая трава. На деревьях набухают почки. Скоро распустятся первые листочки. Тает снег, плачут сосульки, и текут ручейки. Вместе с малышами прислушайтесь к пению прилетевших их тёплых краёв птиц, к звукам капели. Поиграйте в игры.
«Весна»
Динь-динь, кап-кап! Слышим мы то там, то тут. Динь-динь, кап-кап! Это ручейки бегут. Динь-динь, кап-кап! Это капает капель. Динь-динь, кап-кап В солнечный весенний день.
На слово «динь» - хлопать в ладоши, на слово «кап»- топать ножками.
«Капель»
Капает капель вот так: Кап-кап, кап-кап! Звонко капельки звенят: Кап-кап, кап-кап! Прикасаться указательным пальцем к ладошке.
«Доскажи словечко»
Опять ручей весной звенит, Опять ручьи весной…..(звенят).
«Ярко светит солнце»
Ярко светит солнце, землю нагревает. Поднять руки вверх. Снег и лёд на реках под лучами тает. Присесть. Дотронуться руками до пола. Мы увидим травку. Первые цветочки. Поднимать вверх согнутые в локтях руки, растопыривать пальчики. И на ветках скоро Уж набухнут почки. Развести руки в стороны.
Беседуя о весне с детьми 4-5 лет, обратите их внимание на весенние изменения в природе: ярче светит солнце, становится теплее, тает снег, звенит капель, бегут ручьи, на реках и прудах тает лёд, появляются проталинки с первой травкой, на ветках деревьев набухают почки, становится длиннее день и короче ночь.
«Доскажи словечко» Быстро тает снежок И бежит…(ручеёк).
Звенят капели весь день, Значит это…(капель).
По реке плывёт лёд, Начался…(ледоход).
Не нужны нам валенки, На земле…(проталинки).
Проследите, как будут набухать почки, и разворачиваться листочки. Понаблюдайте за прилетевшими из тёплых краёв птицами. Вместе вспомните их названия, названия птенцов.
«Увидели проталинки»
Увидели проталинки Сразу сняли валенки, И в резиновых сапожках Топают по лужам ножки. Нам сапожки так нужны! Лужи детям не страшны» «Шагать» пальчикам по столу.