ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ
Игра — основной вид деятельности ребенка-дошкольника. В
игре у детей развиваются внимание, память, мышление, двигательная сфера,
совершенствуется речь.
Современная практика обучения и воспитания дошкольников в
детском саду располагает довольно разнообразным игровым материалом. Однако
воспитатели ощущают нехватку подвижных игр, особенно игр, созданных на основе
художественного поэтического текста (образцов народной и современной детской
поэзии). Опыт учит: этому виду работы следует уделять больше внимания из-за
«его особой эффективности. Чем она определяется? Тем, что содержание того или
другого художественного произведения ребенок усваивает в движении, а потому
глубже, активнее проникает в образ исполняемого в игре стихотворения.
Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный
образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный
текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной
игре, сопровождаемой художественным словом. В такой игре дети легко улавливают
музыкальность, напевность, ритмичность родной речи, познают меткость и
лаконичность родного слова.
Предлагаемый нами игровой материал (из опыта работы)
можно рекомендовать для детей от младшей группы до подготовительной к школе
группы. Основная цель игр — развивать речевую активность детей, умение
связывать движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать
интонационную выразительность детского исполнения.
Выполнение названных задач возможно лишь при условии
постепенного их. усложнения. Так, игры для детей младшей и отчасти средней группы
в основном построены на движениях имитации. Дети подражают движениям
пильщиков, косарей, кузнецов... Движения выполняются соответственно размеру
стихотворения. Текст произносят обычно все дети, сопровождая его тем или
другим игровым действием. Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном
темпе, без замедления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном
исполнении стихотворения не теряли своей выразительности. Этому способствует
совместное игровое действие.
Игры для
детей, старшей и подготовительной групп, кроме движений имитации, широко используют
движения бега, прыжков, галопа, поскоков. Построены эти игры по типу пряток,
догонялок, узнавания по голосу, поиска спрятанного предмета. Часть игр
проводится с предметами: мячами, обручами и т. д. В этих случаях необходимо, чтобы
к моменту называния данной игры дети уже владели навыком действия с указанным
предметом.
Перед разучиванием игры воспитатель знакомит детей со
стихотворением, по возможности выразительно исполняя его. В случае необходимости
объясняет значение того или другого слова. Весь текст перед игрой не
заучивается. Дети легко запоминают его в процессе игры.
Подвижные
игры не требуют специально оборудованного помещения. Проводятся они как в закрытом
помещении, так и на открытой площадке. Летом в лесу, на лужайке. Игры не нуждаются
также и в сложном оформлении. Используются лишь. некоторые детали к костюмам персонажей.
К играм «Где спит рыбка», «Сорока» и др. дети могут вместе со взрослыми изготовить
шапочки.
Воспитатель, проводя игры со словом, должен хорошо знать
их правила, текст. Он сам активный участник игры, ему принадлежит в ней ведущая
роль. Игры, которые воспитатель отбирает, должны соответствовать возрастным
особенностям детей, их речевым и двигательным умениям и навыкам.
Особое место в подвижных играх со словом принадлежат
играм, побуждающим детей к про явлению творческих способностей, умению найти правильный
ответ на вопрос какого-либо персонажа, придумыванию диалогов («Летели кукушки»),
составлению импровизированного небольшого рассказа в.виде зачина к игре или ее
концовки, созданию рифмованных строф и четверостиший .для окончания игры. В
таком случае дети проявляют выдумку, фантазию, находчивость,
изобретательность. Игры ставят ребят в ситуацию поиска. Порой они и сами
придумывают игровые ситуации.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Поезд
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу,
Сто-ять на месте не хо-чу!
Ко-ле-са-ми
Сту-чу, вер-чу,
Са-дись ско-ре-е,
Про-ка-чу.
Чу!Чу!
(Е. Карганова)
Дети, стоят друг за другом, руки кладут на плечи стоящего
впереди ребенка. С началом стихотворения «поезд» начинает медленно
двигаться затем постепенно ускоряет
движение. Со словами «Чу! Чу!» «поезд» останавливается. Ведущий воспитатель
дает, сигнал, и поезд снова отправляется
в путь.
Кошки-мышки
Становитесь в хоровод!
Оля — мышка,
Саша — кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не поймать!
(Е. Серова)
Дети стоят
по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По
сигналу воспитателя малыши поднимают
сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые, они стараются
пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки
вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш
хоровод!
Игра повторяется с другими котом и мышкой.
Волк и
зайцы
Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты. .
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся — иди!
(В. Витка, перевод с белорусского И. Токмаковой)
Дети-зайцы (4—5) прыгают на двух ногах врассыпную,
согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и
хлопают в ладоши.
На последний куплет дети прячутся за спинками стульев,
стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех
детей, которые пошевелились.
Аистенок
Я,
Антошка и Аленка
Воспитали аистёнка,
Пригласили
в дом ребят —
Пусть на
птицу поглядят!
(Л.
Зубкова)
Дети сидят
на стульях полукругом. Выходит ведущий и вместе с детьми произносит слова текста.
Со словом «поглядят» останавливает взгляд на
ком - либо из детей. Этот ребенок становится аистенком.
Под
русскую народную мелодию «Ах вы, сени» ребенок-аист медленно проходит мимо детей,
высоко поднимая согнутые в коленях ноги. С окончанием музыки аист
останавливается напротив кого-либо из детей и дотрагивается до негр. Этот ребенок становится ведущим.
Будут на зиму дрова
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим..
Раз-два! Раз-два!
Будут да зиму дрова.
(Е. Благинина)
Дети стоят парами, лицом друг к другу, подав правые руки
один другому. С началом стихотворения имитируют движения пильщиков (берутся
правыми руками). При повторении подают друг другу левые руки.
Сокол
Пролетал высоко
Сокол.
Обронил перо
В осоку.
Соколиного пера
Не найти нам
До утра.
Снова солнышко
Взойдет —
Ира (Вова) перышко
Найдет.
(Перевод с сербского Л. Яхнина)
Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С
началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол
и роняет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. С началом 8-й строки
сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки
ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает
перо и становится соколом. Игра повторяется.
Мячик
Бьют его,
А он не злится,
Он все больше веселится.
Как ни странно,
Без битья
Нет для мячика житья!
(В. Берестов)
Текст произносят все дети. На ударные слоги стихотворения
дети, стоя врассыпную, выполняют энергичные движения руками, вытянутыми вперед, имитируя игру с мячом.
Ветер
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки
И помчался — скок да скок —
Белый маленький клубок;
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи!
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
(М. Кравчук)
Дети-зайчики располагаются по кругу, присаживаются на
корточки. С началом стихотворения дети медленно поднимаются и делают прыжки на двух
ногах с продвижением.
На текст 2-й строфы дети прыгают по всему залу врассыпную,
с концом строфы останавливаются.
Все вместе произносят две последние строки и разбегаются
по залу. Ребенок-ветерок должен «салить»
убегающих.
Перед игрой детям-зайчикам надевают на голову шапки с
ушками зайчиков. Игра проводится
небольшими подгруппами детей (6--8 человек). Выбирается ребенок-ветер. Если
играющих больше восьми, выбираются два ветерка.
Гусь
Где ладошка? Тут?
Тут.
На ладошке пруд?
Пруд.
Палец большой
Это гусь молодой,
Указательный — поймал,
Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп
варил,
Самый меньший —
печь топил.
Полетел гусь в
рот,
А оттуда в живот...
Вот!
(Калмыцкая народная песенка, перевод Н. Греб и ев а)
Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На
вопрос воспитателя: «Где ладошка? Тут?» — ребята протягивают руки вперед ладонями
вверх. Далее дети, произнося текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке,
указанном в стихотворении. На последние 3 строки, свободно встряхивая кистями
рук, разводят руки в стороны и со словом «вот» поднимают их вверх, хлопая над головой. С окончанием стихотворения
ребята роняют руки вниз. При разучивании движение выполняется одной рукой (правой,
потом левой).
Последние 3 строки рекомендуется произносить с некоторым
повышением интонации и в более быстром темпе.
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком
звенел.
Порезвился в
вышине,
Спрятал песенку в
траве:
Тот, кто песенку
найдет,
Будет весел целый год!
(А. Б ереси е в)
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину
круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения
жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза.
Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки
кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок
называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону
узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно
усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному
ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
Волк-волчок
Волк-волчок,
шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом!
(Н. Кол
па ков a)
Дети стоят врассыпную. По считалке выбирается волк. С
началом текста волк бежит между детьми и с концом стихотворения присаживается на
корточки за спиной кого-либо из детей. Тот становится волком. Игра повторяется.
Если ребят, принимающих участие в игре, много, можно выбрать 2—3 волка,
которые играют одновременно.
Медведь
Как под
горкой снег, снег,
И на
горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
(И. Т о к
м а ко в а)
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на
стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к
середине круга (4 шага), на 2-ю и 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на
5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки
произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен узнать по
голосу этого ребенка. Игра повторяется с новым медведем.
Находка
По лугу шел,
Моток нашел,
Моток - нашел,
За ним пошел.
Катись, находочка моя,
Куда моток,
Туда и я!
(Я- С а т у н о в с к и й)
Дети стоят по кругу. С началом стихотворения начинают
перекатывать мяч от одного к другому. На одну строчку — одно движение
перекатывания. После окончания стихотворения дети перекатывают мяч в обратном
порядке без слов. Тот, у кого оказался мяч в конце, перекатывает мяч тому, от
кого он его получил и т. д., пока мяч не вернется к ребенку, с которого
началась игра.
Щука
Мимо леса,
Мимо дач
Плыл по речке
Красный мяч.
Увидала щука:
— Что это за штука?
Хвать, хвать!
Не поймать.
Мячик
вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи,
Тебе
водить!
(Г. Миловидова)
Дети стоят в кругу. Выбирается щука. Она выходит в
середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от
одного к другому через центр круга (мимо щуки).
На 5-ю строку стихотворения мяч перекатывается щуке,
которая берет его, произнося текст шестой строки, разглядывает его. На 7—9-ю
строки щука ударяет мячом об пол 8 раз, произнося текст, дети хлопают, на 10-ю
строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его
от одного к другому через центр. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить»,
выходит с мячом в середину. Он становится щукой. Игра повторяется.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3-2010 год
Кузнецова В.А.
|