Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 14:25

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
23.04.2013, 11:14

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

 

Игра — основной вид деятельности ребенка-дошкольника. В игре у детей развиваются внима­ние, память, мышление, двигательная сфера, совершенствуется речь.

Современная практика обучения и воспитания дошкольников в детском саду располагает до­вольно разнообразным игровым материалом. Од­нако воспитатели ощущают нехватку подвижных игр, особенно игр, созданных на основе художе­ственного поэтического текста (образцов народ­ной и современной детской поэзии). Опыт учит: этому виду работы следует уделять больше вни­мания из-за «его особой эффективности. Чем она определяется? Тем, что содержание того или дру­гого художественного произведения ребенок усва­ивает в движении, а потому глубже, активнее проникает в образ исполняемого в игре стихотво­рения.

Эмоциональная отзывчивость ребенка на худо­жественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Этим объясняется та выразительность дет­ского исполнения в подвижной игре, сопровожда­емой художественным словом. В такой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова.

Предлагаемый нами игровой материал (из опы­та работы) можно рекомендовать для детей от младшей группы до подготовительной к школе группы. Основная цель игр — развивать речевую активность детей, умение связывать движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать интонационную выразительность дет­ского исполнения.

Выполнение названных задач возможно лишь при условии постепенного их. усложнения. Так, игры для детей младшей и отчасти средней груп­пы в основном построены на движениях имита­ции. Дети подражают движениям пильщиков, ко­сарей, кузнецов... Движения выполняются соот­ветственно размеру стихотворения. Текст произ­носят обычно все дети, сопровождая его тем или другим игровым действием. Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном темпе, без за­медления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном исполнении стихотворения не те­ряли своей выразительности. Этому способствует совместное игровое действие.

         Игры для детей, старшей и подготовительной групп, кроме движений имитации, широко используют движения бега, прыжков, галопа, поскоков. Построены эти игры по типу пряток, догонялок, узнавания по голосу, поиска спрятанного пред­мета. Часть игр проводится с предметами: мяча­ми, обручами и т. д. В этих случаях необходимо, чтобы к моменту называния данной игры дети уже владели навыком действия с указанным предметом.

Перед разучиванием игры воспитатель знако­мит детей со стихотворением, по возможности вы­разительно исполняя его. В случае необходимо­сти объясняет значение того или другого слова. Весь текст перед игрой не заучивается. Дети лег­ко запоминают его в процессе игры.

        Подвижные игры не требуют специально оборудованного помещения. Проводятся они как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Летом в лесу, на лужайке. Игры не нуждаются также и в сложном оформлении. Ис­пользуются лишь. некоторые детали к костюмам персонажей. К играм «Где спит рыбка», «Сорока» и др. дети могут вместе со взрослыми изготовить шапочки.

Воспитатель, проводя игры со словом, должен хорошо знать их правила, текст. Он сам актив­ный участник игры, ему принадлежит в ней веду­щая роль. Игры, которые воспитатель отбирает, должны соответствовать возрастным особенно­стям детей, их речевым и двигательным умениям и навыкам.

Особое место в подвижных играх со словом принадлежат играм, побуждающим детей к про явлению творческих способностей, умению найти правильный ответ на вопрос какого-либо персо­нажа, придумыванию диалогов («Летели кукуш­ки»), составлению импровизированного неболь­шого рассказа в.виде зачина к игре или ее кон­цовки, созданию рифмованных строф и четверо­стиший .для окончания игры. В таком случае дети проявляют выдумку, фантазию, находчи­вость, изобретательность. Игры ставят ребят в ситуацию поиска. Порой они и сами придумыва­ют игровые ситуации.

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

 

       Поезд

Чух, чух, пых-чу,

Пых-чу, вор-чу,

Сто-ять на месте не хо-чу!

Ко-ле-са-ми

Сту-чу, вер-чу,

Са-дись ско-ре-е,

Про-ка-чу.

Чу!Чу!

(Е. Карганова)

Дети, стоят друг за другом, руки кладут на пле­чи стоящего впереди ребенка. С началом стихо­творения «поезд» начинает медленно двигаться  затем постепенно ускоряет движение. Со слова­ми «Чу! Чу!» «поезд» останавливается. Ведущий воспитатель дает, сигнал, и поезд снова отправляется  в путь.

 

              Кошки-мышки

Становитесь в хоровод!

Оля — мышка,  

Саша — кот!

Будем дружно играть,       

Коту мышку не поймать!  

                 (Е. Серова)

        Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу  воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые, они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:        

Ты не бойся, мышка, кот

 Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другими котом и мышкой.

 

             Волк и зайцы

Раз, два, три, четыре, пять.

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.      .

Ты, волчище, погоди!

Как попрячемся — иди!    

(В. Витка, перевод с бело­русского И. Токмаковой)

Дети-зайцы (4—5) прыгают на двух ногах врас­сыпную, согласовывая движения с текстом стихо­творения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.

На последний куплет дети прячутся за спинка­ми стульев, стоящих по кругу. Заранее назначен­ный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех де­тей, которые пошевелились.

                                   Аистенок

Я, Антошка и Аленка
Воспитали аистёнка,

Пригласили в дом ребят —

Пусть на птицу поглядят!

(Л. Зубкова)

         Дети сидят на стульях полукругом. Выходит ведущий и вместе с детьми произносит слова тек­ста. Со словом «поглядят» останавливает взгляд на  ком - либо из детей. Этот ребенок становится аистенком.
         Под русскую народную мелодию «Ах вы, се­ни» ребенок-аист медленно проходит мимо де­тей, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. С окончанием музыки аист останавливается напротив кого-либо из детей и дотрагивается   до негр. Этот ребенок становится ведущим.

 

                     Будут на зиму дрова

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим-пилим, пилим-пилим..

Раз-два! Раз-два!

Будут да зиму дрова.

(Е. Благинина)

Дети стоят парами, лицом друг к другу, подав правые руки один другому. С началом стихотво­рения имитируют движения пильщиков (берутся правыми руками). При повторении подают друг другу левые руки.

 

                   Сокол

Пролетал высоко

Сокол.

Обронил перо

В осоку.

Соколиного пера

Не найти нам

До утра.

Снова солнышко

Взойдет —

Ира (Вова) перышко

Найдет.

                                        (Перевод с сербского Л. Яхнина)                                                           

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произ­носят все дети, за кругом пробегает сокол и ро­няет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. С началом 8-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две послед­ние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра пов­торяется.

 

               Мячик

Бьют его,

А он не злится,

Он все больше веселится.

Как ни странно,

Без битья       

Нет для мячика житья!

(В. Берестов)

 

Текст произносят все дети. На ударные слоги стихотворения дети, стоя врассыпную, выполняют энергичные движения руками,   вытянутыми впе­ред, имитируя игру с мячом.

 

                   Ветер

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки

И помчался — скок да скок —

Белый маленький клубок;

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зеленым, 

Он вокруг березок кружит,

Перепрыгивая лужи!

Ветер, ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку!

(М. Кравчук)

Дети-зайчики располагаются по кругу, приса­живаются на корточки. С началом стихотворения дети медленно поднимаются и делают прыжки на двух ногах с продвижением.

На текст 2-й строфы дети прыгают по всему залу врассыпную, с концом строфы останавли­ваются.

Все вместе произносят две последние строки и разбегаются по залу. Ребенок-ветерок         должен «салить» убегающих.

Перед игрой детям-зайчикам надевают на го­лову шапки с ушками зайчиков. Игра    проводится небольшими подгруппами детей (6--8 человек). Выбирается ребенок-ветер. Если играющих боль­ше восьми, выбираются два ветерка.

 

            Гусь

Где ладошка? Тут?   

Тут.

На ладошке пруд?

Пруд.

Палец большой

Это гусь молодой,

Указательный — поймал,

Средний — гуся ощипал,

 Этот палец суп варил,

 Самый меньший — печь топил.

 Полетел гусь в рот,   

 А оттуда в живот...

    Вот!

(Калмыцкая народная песен­ка, перевод Н. Греб и ев а)

Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: «Где ладош­ка? Тут?» — ребята протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее дети, произнося текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. На последние 3 строки, свободно встряхивая кистями рук, разводят руки в стороны и со словом «вот» поднимают их  вверх, хлопая над головой. С окончанием стихо­творения ребята роняют руки вниз. При разучи­вании движение выполняется одной рукой (пра­вой, потом левой).

Последние 3 строки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и в более быстром темпе.

 

          Жаворонок

В небе жаворонок пел,

 Колокольчиком звенел.

 Порезвился в вышине,

 Спрятал песенку в траве:

 Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

(А. Б ереси е в)

По считалке выбирается «жаворонок». Он вы­ходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихо­творения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, за­тем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узна­ет, у кого спрятан колокольчик. Когда дети осво­ят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

 

              Волк-волчок

Волк-волчок, шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом!

(Н. Кол па ков a)

Дети стоят врассыпную. По считалке выбира­ется волк. С началом текста волк бежит между детьми и с концом стихотворения присаживается на корточки за спиной кого-либо из детей. Тот становится волком. Игра повторяется. Если ре­бят, принимающих участие в игре, много, можно выбрать 2—3 волка, которые играют одновре­менно.

 

             Медведь

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!

(И. Т о к м а ко в а)

 

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпа­ет». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю и 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две послед­ние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен узнать по го­лосу этого ребенка. Игра повторяется с новым медведем.

 

         Находка

По лугу шел,

Моток нашел,

Моток - нашел,

За ним пошел.

Катись, находочка моя,

Куда моток,     

Туда и я! 

(Я- С а т у н о в с к и й)

Дети стоят по кругу. С началом стихотворения начинают перекатывать мяч от одного к другому. На одну строчку — одно движение перекатыва­ния. После окончания стихотворения дети перека­тывают мяч в обратном порядке без слов. Тот, у кого оказался мяч в конце, перекатывает мяч то­му, от кого он его получил и т. д., пока мяч не вернется к ребенку, с которого началась игра.

 

Щука

Мимо леса,

Мимо дач

Плыл по речке

Красный мяч.

Увидала щука:

                         Что это за штука?
               Хвать, хвать!

               Не поймать.

Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи,

Тебе водить!

(Г. Миловидова)

Дети стоят в кругу. Выбирается щука. Она вы­ходит в середину круга. На первые четыре стро­ки стихотворения дети перекатывают мяч от од­ного к другому через центр круга (мимо щуки).

На 5-ю строку стихотворения мяч перекатыва­ется щуке, которая берет его, произнося текст ше­стой строки, разглядывает его. На 7—9-ю строки щука ударяет мячом об пол 8 раз, произнося текст, дети хлопают, на 10-ю строку она перека­тывает мяч снова детям, которые продолжают пе­рекатывать его от одного к другому через центр. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он стано­вится щукой. Игра повторяется.

 

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3-2010 год                                                                                                                    

Кузнецова В.А.

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Кузнецова В.А.
Просмотров: 466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz