Песок творит чудеса
Вот
и наступило долгожданное лето. Наши дети с радостью бегут к песочнице и
копаются чуть не целый день. На самом деле песок творит чудеса. Психоаналитики
даже лечат с его помощью своих взрослых пациентов. И всё-таки песок – любимая
детская забава. Можно строить замки, лепить куличики. А можно многому
научиться!
Каждый
родитель знает, что идеальная песочница – это та, что стоит у нас на дачном
участке. В ней точно нет битого стекла, и никто не выгуливает своих
четвероногих питомцев. С песочницей во дворе сложнее, но и здесь бороться с
нерадивыми собаководами можно. Например, в Москве с 2001 года действует
«Временное положение о функционировании мест для выгула собак», согласно
которому расстояние от детской площадки до зоны выгула собак должно составлять
не менее 25 метров.
Обслуживание таких зон (уборка, дезинфекция) проводит специальная организация
или местный ДЭЗ, так что вы смело, можете ссылаться на этот правовой акт и
жаловаться на бездействие ДЭЗ в местную управу т.е поселковый совет, если
чей-то пёсик будет настойчиво прогуливаться в детской песочнице.
По
тому, насколько увлечённо ваше чадо возится в песке, можно судить о его
эмоциональной стабильности: активный ребёнок будет строить простые конструкции
и с радостью их разрушать, задумчивый тихоня аккуратно выложит узор из
куличика, а фантазёр построит целый сказочный город. В песок можно «закопать»
свою проблему или страх, доверив их маленькому камушку плотно засыпав его слоем песка. Можно
поселить в песочнице целую семью, и разыграть по ролям историю её жизни. Даже
вид песка, в цвете которого есть все оттенки жёлтого цвета, успокаивает нервную
систему.
ИЗУЧАЕМ
ФОРМЫ И ОБЪЁМЫ
·
Отпечатки (1,5-4
года)
·
Сделайте на песке
отпечатки своих ладошек, кисти, ступней, локтей. Вы можете чередовать рисунки:
сначала след оставляете вы, затем ребёнок. Придумайте вместе узоры и
сравнивайте размер: «У мамы большая ладошка, у тебя поменьше».
·
Формочки (2-4
года)
·
Приготовьте
ведерко и формочки 3-4 видов и размеров по 8-10 штук каждого вида. Предложите
ребёнку опускать формочки в ведёрко и
проверять, насколько оно быстро заполняется. Расскажите, что формочки лежат
неплотно и гремят, и спросите, что нужно сделать, чтобы ведёрко было заполнено
плотно (досыпать между формочками песок).
·
Таинственные
следы (3-7 лет)
·
Устройте
«угадай-ку»; показывайте ребёнку разные отпечатки на влажном песке (например,
от ракушки, мяча, папиных сандалий) и предлагайте угадывать, кто оставил этот
таинственный след.
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
·
Движения (1,5-3
года)
·
Предложите малышу
сесть рядом с вами на песок и опустить
в него ручки. А теперь обеими ладошками
попробуем изобразить, как месят тесто, как рубят дрова, как едут санки,
как скачет лошадка, как ползёт змея. Усложните задание, вообразив, что вы
играете на рояле, печатаете на компьютере. Добавляйте новые движения для всей
ладошки и каждого пальчика в
отдельности, предлагайте ребёнку выдумывать свои и комментируйте то, что вы
чувствуете.
РАЗВИВАЕМ МЕТКОСТЬ И ЛОВКОТЬ РУК
·
Песочный гольф
(4-10 лет)
·
Приготовьте
камыши или ракушки, которые послужат шариками, вместо клюшек запаситесь
лопатками (или пустыми пластиковыми бутылками). В песке выройте лунку, можно
установить возле неё флажок. По очереди с ребёнком пытайтесь забросить камешки
в лунку. Можно усложнить задание, если устраивать препятствия на пути камешка:
песчаный валун, яму, опрокинутую бутылку.
·
Тир (от 5 лет)
·
Возьмите
несколько камешков, пробок или ракушек – они будут «пулями». На песке отметьте
«мишень»: расчертите несколько концентрических кругов. С расстояния 5-10 шагов
старайтесь вместе с ребёнком забросить камешки в самое «яблочко».
·
Сапёр (от 3 лет)
·
Погрузите в песок
собственную ладонь или закопайте крупную
игрушку. Ребёнок должен, не дотрагиваясь до вашей ладони руками, полностью
раскопать её и сдуть весь песок. Дотронулся до руки, (игрушки) – проиграл, и
мина («взорвалась»), и нужно поменяться ролями.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ И СЛУХ
·
Ощущения (2-7
лет)
·
Сядьте рядом с
ребёнком на песок, прижмите к нему ладони, предложите ребёнок сделать то же самое. А теперь расскажите о своих
ощущениях (песок тёплый, наигрался с солнцем, песчинки щекочут руки). Попросите
ребёнка описать свои ощущения. Спросите, что ребёнок будет ощущать, если
поменяет положение рук, если будет ими двигать, а затем выполните это действие
и сравните ощущения с описанными.
·
Чудо звуки (4-10
лет)
·
Для игры
понадобятся ведёрко, формочки (желательно закрывающиеся), пластиковая бутылка,
коробочки от киндер-сюрпризов, шуршащий пакет, пустой спичечный коробок.
Предложите ребёнку поочерёдно насыпать песок в разные формы, стряхивать и
прислушиваться к его звукам. Поясняйте, что предметы сделаны из разного
материала (пластмасса, полиэтилен, картон)
поэтому издают разные звуки. Вместе вы можете придумать, целую «мелодию»
из разных звуков и сыграть её.
·
Угадай-ка (от 3 лет)
·
Спрячьте в песок
небольшие фигурки или листочки с написанными словами. Это – ключи к загадкам,
которые будет разгадывать ребёнок. Отгадав ответ, вместе раскопайте песок и
проверьте правильность догадки. Эта игра подойдёт для группы детишек, можно
устроить конкурс эрудитов, а призами станут раскопанные игрушки-«отгадки».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ
·
Песочные
часы (от 3 лет)
·
Возьмите две
небольшие пластиковые бутылки, в одну из них насыпьте песок и закройте крышкой. В
крышке сделайте небольшое отверстие. Пустую бутылку без крышки,
прикрепите к бутылке с песком – часы готовы. А теперь можно
строить соревнования на время, например, кто
больше сделает куличей, пока
пересыпается песок
·
Солнечные часы
(от 6 лет)
·
На песке
начертите круг, в центре поместите
палочку, ветку или пластиковую бутылку, наполненную песком для
устойчивости. По наручным часам проверьте, когда наступит полдень, и
отметьте на «циферблате» число 12. Можно повторять проверку каждый
час и предлагать ребёнку выкладывать остальные цифры или
усложнить задачу: по симметрии от «12» выложить остальные
отметки на «циферблате», а затем проверить точность по научным
часам.
ИЗУЧАЕМ ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
·
Буквы и цифры
(от3лет)
·
На песке легко
писать, используя любые подручные средства: веточку, палочку или собственный палец. Вы можете обучать
ребёнка письму, показывать незнакомые буквы и цифры. С детьми постарше
можно устраивать «диктант» или предлагать вставить
пропущенные буквы в написанных вами словах.
·
История и
мифология (5 – 8 лет)
·
Потихоньку от
ребёнка спрячьте в песок несколько «предметов древнего быта». Вы можете сначала немного рассказать
ребёнку, а затем начать «раскопки», предупредив, что «где-то
здесь спрятана вещица, связанная с вашим рассказом», а можете
«случайно» вместе раскопать сокровище, а затем сопровождать находку
рассказом. Для полноты картины захватите в свою археологическую экспедицию кисточки и мягкие тряпочки, чтобы аккуратно, не дыша,
стирать песок с вашего открытия. Такой игрой можно заинтересовать и
поклонника древней истории, и того, кто скучает на уроках.
·
География (8-10
лет)
· На планете немало
мест, где песок – главный элемент ландшафта. Нарисуйте на песке образ земного шара и континентов и
расскажите, где в этой точке планеты есть песок. Вы можете
сопровождать рассказ миниатюрными игрушками. Например, вместе с фигурой
верблюжонка путешествовать по далёкой Сахаре.
|