Экология детства
Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы - рядом с коровой, если б она обладала клыками и могла рычать или оглушительно лаять. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора во дворе угрожающе нависают над головой…
Словом, имеет смысл в широком и многоплановом понятии "экология" выделить тему экологии ребёнка. Обратив внимание на особенности взаимоотношений малыша и природы, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нём лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить его здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей нас среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова экология. А первое - "наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде". Иначе говоря, начнём с себя.
Молодые управленцы, инженеры, технологи имеют рабочие места, собственное жильё. Дом быстро обрастает приметами обжитого: занавески на окнах, лыжи на балконах и …. мусор на газонах под окнами! Не верится своим глазам: молодые образованные горожане, жильцы прекрасного дома, бросают мусор не в мусороуборочную машину, до которого каждому жильцу нужно было пройти всего несколько шагов, а … в окна, в подъезды!! Количество, периодичность и широта разброса свидетельствуют о том, что это явление массовое. Между тем в квартирах царит порядок.…
В чём же причина такой аномалии? Нам кажется, она кроется в некоей враждебности людей к окружающему миру, в хроническом раздражении и недовольстве, которое для очень многих горожан стало постоянным настроением, эмоциональным фоном жизни. Думаем, со мной согласится каждый: нелегко жить с таким негативом в душе, как нелегко живётся и рядом с таким человеком.
Как же помочь детям избежать этого стереотипа и настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего? Как известно, главное в нашем общении с детьми - личный пример. Начинаем день с взгляда за окно. Прекрасно, если за ним простирается парк или сквер, в любом случае отыщем возможность увидеть кусочек неба и растительности. Порадуемся вместе с малышом хорошей погоде, обратим внимание ребёнка на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента - молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, ясный цвет травы в лучах солнца… Даже в тоскливую сырую погоду находим, чему удивиться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости - "притягиваем их за уши": после дождей грибы хорошо растут; почва напитается влагой и даст хороший урожай; можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать!
И очень хорошо, если в наших высказываниях не будет ощущения того, что от природы исходит какая-то угроза: не запугивайте ребёнка ветром, холодом и т.п. Природа - друг! Если эта мысль станет главным мотивом наших бесед с ребёнком, то будет совсем нетрудно научить его не только не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того - он с удовольствием и с энтузиазмом станет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень "экологического воспитания" нашего малыша.
С какого возраста его начинать? Да хоть с рождения! Кормушка за окном в любое время года привлекает весёлых синиц, малыш с удовольствием будет наблюдать их суету, и неудивительно, если первым его словом станет "тити" - птички.
Среди книг ребёнка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалке, о том, какая норовистая корова была когда-то у бабушки или как курица соседа по даче высиживала цыплят!
От наблюдений ребёнок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почва, минералы - перечислять интереснейшие темы можно бесконечно, выбирайте то, что интересует вас самих, и ребёнок обязательно разделит ваши интересы. А если вы вместе найдёте ракушечник на склоне оврага, доказывающий, что в незапамятные времена здесь был океан, или обнаружите кусок метеорита в куче щебёнки (а это действительно возможно), то поверьте, ребёнок запомнит это на всю жизнь. А сколько впечатлений подарят ему фонарик, бинокль, микроскоп, телескоп!
Многие считают, что для воспитания доброты и душевности в ребёнке нужно завести дома какое-либо животное. Осмелимся подвергнуть эту установку сомнению, и вот почему. Само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше ОТНОШЕНИЕ к животному. Если мы заботимся о кошке или собаке, рассказываем ребёнку, что и как нужно делать, и привлекаем его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для нас заботе о "брате меньшем" - это одно. Если прогулка с собакой или чистка клетки хомячка или черепахи для нас обуза, если мы обязываем это делать ребёнка под лозунгом: "Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!" - это совсем другое.
Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем ещё одну волну раздражения - на этот раз от ребёнка к зверьку. Ребёнок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению (в том числе к воспитанию собачки) будет стойким. И это совершенно нормально!
Вот здесь и нужен наш взрослый подход. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него лежит на нас. Возможно, что нам удастся вырастить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Но очень вероятно также, что этого не получится - ребёнок потеряет интерес к зверьку так же быстро, как к новой машинке или кубикам. Тогда ответственность и все заботы о животном остаются на наших плечах. Ну, а если мы всё же заставляем ребёнка "через не хочу" выполнять необходимое, то воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое… Мы увидим как симпатичный мальчик или девочка кричат на свою "любимую" собачку, уныло выгуливая её на площадке…
А между тем всегда можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц; подкармливать дворовое животное; навещать знакомых, которые держат какое-либо животное; систематически посещать зоопарк; завести, наконец, не слишком притязательных аквариумных рыбок…
Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать, что чаще всего наш городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Да что там - признайтесь, и вас не устраивает этот уродливый дом напротив, и без конца дымящие трубы, и то, что за унылым массивом домов никогда не видно горизонта? И просто стыдно перед малышом, когда выводим его гулять в тесный и некрасивый двор, где и зелени-то почти нет. Самое обидное, что ребёнок неизбежно впитывает представление, что это и есть - норма жизни! Убогая архитектура, кривой бетонный забор и слегка прикрытые мусорные ящики становятся для него эталоном бытовой эстетики!
Дети реально примеряют на себя роль СОЗИДАТЕЛЯ и утверждаются в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребёнка, кажется, бьёт через край, имеет смысл направить её в созидательное, творческое русло полезных дел. А общение с природой даёт для этого бесконечные возможности.
Что мы видим выезжая на природу?
Вокруг - как всегда: бутылки, осколки, рваные пакеты. Приехавшие сюда раньше нас отдыхающие, казалось, не замечают этого диссонанса. Задаём себе вопрос: а почему бы не сделать так, как нам хочется? Ведь можно убрать с ребятами мусор в кучи: закопать или сжечь, или же просто проследить за костром. И как часто мы стесняемся этих добрых внутренних порывов. Иначе говоря, когда мы "на природе", она как бы сама подталкивает нас быть не просто людьми, а хорошими людьми.
Общение с природой оказывает на детей не только психологическое, эстетическое воздействие, но и создаёт и укрепляет их здоровье. Чистый воздух, натуральные продукты, ненавязчивое закаливание - что может быть лучше?
А как часто именно логика природы помогает нам найти ответ на сложные вопросы, в том числе и связанные со здоровьем малыша! Мы будто обретаем своеобразное чутьё, помогающее нам отличать истинное от неестественного и надуманного.
Вот только один пример. Не меньше полувека слышим рекомендации, повторяющиеся слово в слово: малыш, едва встав на ноги, обязательно, обязательно должен ходить в обуви, хорошо фиксирующей стопу, желательно с супинатором. Иначе возможно развитие плоскостопия!
Но присмотримся: обутая ножка малыша постоянно перегрета, слегка распарена, в результате и мышцы её расслаблены. В таком состоянии супинатор и формирует нужную форму свода стопы. Но! Нога ребёнка растёт очень быстро, туфли большую часть времени ему чуть маловаты или чуть великоваты. Какой же сформируется стопа?
А питание? Натуральное питание оберегает нас от многих неприятностей, в том числе от воспалительных процессов, а хождение босиком способствует естественному формированию правильной стопы и закаливает. Ведь мышцы босой ноги постоянно мобилизованы, стопа всё время естественным образом массируется: вот паркет, а вот циновка, вот травка, а вот песок под ногами…
Не потому ли самые здоровые младенцы … у цыган! Не потому ли, что здоровье создаёт всё-таки не медицина, как думают многие, а сама природа? Если, конечно, ей не мешать…
Какую большую радость мы сделаем нашим детям: если подарим радость побегать босиком по траве, побродить по чистой полянке, лесу, построить домики в ветвях деревьев и в кустах на краю города - словом, по-настоящему красивую жизнь, потому что вокруг действительно пронзительная красота в любое время года - эти склоны, этот лес, это небо…
|