Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 25.06.2025, 14:48

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
27.09.2012, 10:48

Здоровье ребенка – наша общая  забота.                

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стоят в центре деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения.

Особое внимание уделяется профилактике плоскостопия и  нарушений осанки. Через все физкультурные занятия проходят упражнения и задания для коррекции этих видов нарушений. Но неоценимую помощь могут оказать и родители, занимаясь с ребенком дома. Сегодня мы постараемся дать некоторые рекомендации, которые помогут родителям.

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей: с ним связаны быстрая утомляемость, боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях.  В результате ребенок меньше двигается, старается больше сидеть, а следовательно, не получает полноценной физической нагрузки. Требуются значительные усилия, чтобы освободиться от этого недуга. Как показывает практика, гораздо легче предотвратить возникновение плоскостопия, чем его вылечить. Регулярное выполнение комплекса несложных упражнений для свода стопы (проводятся босиком) – хорошая профилактика этого заболевания.

 

Рекомендуемые упражнения.

 

Массаж стоп.  Поглаживание и растирание (основание ладони, полусогнутыми пальцами) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени – от стопы к коленному суставу. (Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.)

И.п. – Ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Левой рукой надо взять левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы отогнуты к наружной поверхности стопы) (2-4 мин.). Затем то же, но правой рукой правую ногу.

 

«Сборщик». Сидя на полу (ноги полусогнуты в коленях), ребенок пальцами одной ноги собирает мелкие предметы, разложенные на полу (ластики, бумажные шарики, карандаши, губки и т.д.) и складывает их в кучку (1-2 мин.). Затем упражнение выполняется другой ногой.

 

«Художник». Ребенок карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой (30-50 сек.). Затем упражнение выполняется другой ногой.

 

«Гусеница». Ребенок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая одновременно пальцы обеих ног, продвигает пятку вперед (30-50 сек.)

 

Ходьба на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы (по 30-50 сек), на носках; бег с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой), семенящий бег (2-4 раза по 5 сек.) также полезны для профилактики плоскостопия. Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительное стояние, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.

 

Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на открытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).

Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ванны (температура воды 36-37 градусов С) для ног (1-1,5 минуты).

 

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табурет и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает его ступней то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.

Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец (например, от кольцеброса), перед ними положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять раз – пальцами правой ноги, пять раз – левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их в шарики.

Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или на табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок (платок) и часть его подобрать под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать еще одну часть  платка (чулка). Так следует повторять до тех пор, пока весь чулок (платок) не исчезнет под стопой. Сначала это упражнение делается одной ногой, затем второй, а под конец двумя ногами одновременно.

Танец на канате. Начертите мелом линию на полу. Пусть ребенок попробует пройти по ней, удерживая равновесие (руки в стороны). Ребенок может представить, что танцует на проволоке. Одну ступню надо ставить вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, а то можно «упасть вниз»!

Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один против другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.

 

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено, скелет в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей, мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые.

1.     Мебель, не соответствующая росту ребенка, особенно когда он долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно помнить о необходимости соответствия стульев и столов росту ребенка, как в детском саду, так и дома, а также не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях.

2.     Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3.     Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

При правильной ходьбе масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтобы одна нога была на одних весах, другая – на других, и посмотрите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему для формирования правильной ходьбы ребенка надо ставить в такую ситуацию, чтобы его ноги были параллельны друг другу, например, тренировать при ходьбе по узким дорожкам, доскам, бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он в состоянии пройти вдоль палки или веревки.

4. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, положив под себя ногу).

5.Неправильная поза во время сна (спит, поджав ноги к животу, свернувшись калачиком и пр.). Спать нужно на жесткой постели, опираясь на нее костными выступами; при этом мышцы не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен мягкий матрац и подушка. Лучше, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

6. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Неправильная осанка не только не эстетична, но и неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение – не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную мышечную работу.

Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы, поэтому дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или встать, чтобы подвигаться. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

 

          Комплекс упражнений, формирующих правильную осанку.

 

1.     И.п.- о. с, руки к плечам. Согнутыми руками совершать круговые вращения вперед (кисти от плеч не отрывать), затем назад (5-6 раз в каждую сторону).

2.     И.п. – о. с, руки перед грудью. С напряжением, рывками развести руки в стороны, поднять их, опустить. (3 раза).

3.     П.п. – о. с, руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вперед-вверх, сцепить их в замок над головой, подняться на носки и прогнуть спину (2-5 раз).

4.     И.п. – о.с., руки в стороны. Поднять согнутую в колене ногу, одновременно поднять руки (тянуть носок, спина прямая) (5-6 раз каждой ногой).

5.     И.п. – о.с. Спина прямая, руки над головой в замке, ходить на носках с напряженно вытянутой спиной (1-2 мин.).

6.     И.п. – о.с. Спокойно, медленно, плавно, на вдохе поднимать руки, тянуться; на выдохе плавно опускать руки через стороны (4-5 раз).

7.     И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки поднимать медленно, с напряжением, потягиваясь и отклоняя туловище назад (4 раза).

8.     И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, с напряжением, рывком поднять обе прямые руки, опустить их, живот подтянуть (5-6 раз по 2 рывка).

9.     И.п. – сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно, на вдохе поднять руки, а на выдохе опустить (6 раз).

10. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела, спина и затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе поднимать их через стороны вверх (руки скользят по полу); на выдохе вернуться в и.п. (5-6 раз).

11. И.п. – то же. Поднять руки с мячами перед собой, одновременно поднять ноги, плавно вернуться в и.п. (5-6 раз).

12. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперед-вверх, вернуться в и.п. (5-6 раз).

13. И.п. – лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую -  на живот; на выдохе вернуться в и.п. (5-6 раз).

 

   Памятка для родителей.

 

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

 

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени выше уровня тазобедренного суставов.

Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость; если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед.

Так что неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости (ОРЗ, атония кишечника и т.д.).

 

 Что значит для дошкольника стоять?

 

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так  как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь.

Помните! Наказывая ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

 

   Как не пропустить нарушение осанки?

 

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения преходящи. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу-ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут; ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и точно воспроизвел это движение. Здесь на помощь придет гимнастика – специальные упражнения, способствующие развитию правильной ходьбы и чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для развития правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить, ставя стопы параллельно. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуаров – великолепное пособие для этого.

Для профилактики  плоскостопия можно использовать любую колючую поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.

Для формирования правильной осанки учите ребенка проползать под чем-нибудь (стул, стол и т.д.)

 

В следующий раз мы поговорим о том, как правильно организовать физические упражнения дома.

 

                Будьте здоровы! 

Всегда с вами, руководитель физического воспитания детского сада «Аленушка», Гасанова Любовь Владимировна.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка
Просмотров: 625 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz