Роль рисования в жизни ребенка.
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем
возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на
отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми
сторонами жизни человека.
Это слияние искусства со многими, в том числе с
глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций
принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.
Однако, скорее всего, были какие-то объективные
биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное
место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве.
Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные
композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и
навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с
2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят
стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного
возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической,
внесоциональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно
развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать
работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к
усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых
детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов,
помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети
постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания
тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению
окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже
каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и
смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда
точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы,
случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей
в рисунках Рисунки эти строго отражают
этапы развития зрительно – пространственно - двигательного опыта ребенка, на
который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не
признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и
совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что
дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству.
И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности
проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого
они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует,
получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только
смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании
межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется
конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария
мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает
левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и
ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в
образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов –
сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического
мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при
помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей
вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не
конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты
лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои
знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать
ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский
называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими
функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не
просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между
собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и
зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец,
рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
|