Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 12:49

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИАЦЕНТРА
30.09.2013, 15:08
Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально – личностное развитие детей дошкольного возраста.

 

Наряду с семьей и системой образования к сильнейшему объекту социального влияния на личность ребенка дошкольного возраста все чаще относят мультипликационный фильм.

За последние годы на телевидении появляется большое количество раз­личных мультфильмов, как отечествен­ного, так и зарубежного производства. Господство иностранных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на размышления относительно их влия­ния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов и новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.). Манипулируя цветом, мульти­пликаторы выделяют яркими красками персонажа, за которым поневоле будет следить ребенок. Хорошо, если этот персонаж добрый, красиво нарисован, совершает правильные поступки. Тогда дошкольник будет ассоциировать себя с ним и смотреть на мир глазами доброго персонажа. А если, напротив, главный персонаж мультика какой-нибудь злодей, который может безнаказанно совершать аморальные поступки, дерется, обижает других героев, неуважительно относится к старшим, откровенно пропагандирует насилие? Ребенок, сам того не за­мечая, начнет копировать поведение отрицательного героя. Если старые кукольные и рисованные мультфильмы были естественны как по способу про­изводства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребенка, то современные мультфильмы часто не несут добра, гармонии и по­рядочности.

Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представ­лений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Со­временная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и рас­тений человеческими способностями).

Влияние мультипликационных филь­мов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. Мультипликацион­ный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное со­стояние, дает возможность эмоцио­нально контактировать с персонажами, в чем ребенок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение — воздействие на чело­века вербальными или невербальными средствами, которые вызывают опреде­ленные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям малыша.

Подражание — это следование какому-либо примеру, образцу. У до­школьника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важней­шие механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые на экране. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как пра­вильное и естественное.

В. С. Мухина отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожида­ниями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» . Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (режиссеры У. Ханна, Д. Барбера). Кот Том гоняется за мы­шонком Джерри, выбирая самые изо­щренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя.

А такие добрые на первый взгляд мультфильмы, как «Аладдин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производи­телей... Но, присмотревшись вниматель­но, можно заметить, что образ женщины здесь представлен ярко. Если в наших добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщины прикрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты в основном выражены через внутренние качества, духовность, то героини западных мультфильмов физио­логичны, обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно нравиться взрослым мужчинам, а не маленьким детям. У них нет целомудрия — того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. А ведь манеры поведения героев копируются детьми. В наших мультфильмах самая большая эроти­ка — сомкнутые руки, поцелуй лишь обозначен, он сокровенен, тогда как западные герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаются к женщине бесцеремонно, грубо. Например, в по­пулярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты, и в дальнейшем, во взрослой жизни, мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к женщине.

С точки зрения психологов, эро­тику, взрослые стереотипы поведе­ния в детских мультфильмах пока­зывать нельзя. Это раньше положен­ного срока формирует в ребенке по­ловое влечение, к которому эмоцио­нально и физически ребенок еще не готов. До первого интереса ребенка к противоположному полу ему необ­ходима сказка, загадка. Только через романтику и робость перед противо­положным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скром­ная, целомудренная девушка способ­на привлекать к себе настоящих муж­чин. Детские стыдливость и стесни­тельность — одни из условий созда­ния крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем.

В западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять де­вочку ей подражать. Современные за­падные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсозна­тельном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.

Американский мультфильм «Вуди Вудпекер и друзья» (режиссеры У. Ланц, В. Ланц)... Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечно­го мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет. Имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании по обслуживанию населения), то для себя лично (строит что-то, вы­ращивает и т. д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда раз­влекающийся. В результате действия получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле раз­влечения, терпит сокрушительное по­ражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если ре­бенок возьмется брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдет в противоречие с законом. То есть данный мультфильм прямо вос­питывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность и прокол создателей, но такое поведение «героев» встречается в абсолютном большинстве американских мультиков. По мнению одного из зарубежных психологов, показ такого поведения в мультфильмах ведет к «сублимации анти­социальных наклонностей индивида».

Данная мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению — дости­жению превосходства над окружающими, и превосходства любым способом и в любом виде.

В американских мультфильмах, как правило, даже социальное поведение некоторых героев представляется как «героическое развлечение» (например, сериал «Черный плащ»). Но чаще всего в тех мультиках описывается все что угодно, но только не созидатель­ная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается, даже кого-то убивают. Никогда в этих западных мульт­фильмах не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами в основном конкурентные. Изредка, как нечто необязательное, — дружеские. Всегда эти мультфильмы показывают поведение и стиль жизни завзятого ин­дивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие — драки, смерть, убий­ство, криминальные разборки (например, «Трансформеры», «Человек-паук», «Супермен», «Черепашки-ниндзя»)

Дошкольники часто подражают своим любимым героям в сюжетно-ролевых играх. В процессе подражания и иден­тификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры. Идентификация подразуме­вает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни раз­вития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного под­ражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.

Но не все мультфильмы так нега­тивно влияют на несформировавшуюся личность дошкольника. При правильном руководстве просмотром можно реко­мендовать мультфильмы:

«Чебурашка и крокодил Гена» (1969—1983), «Крошка Енот» (1974), «Бюро находок» (1982), «Смурфы» (1981 — 1990, Бельгия, США), «При­ключения Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США), которые помогают научиться дружить, уважать и  любить ближнего;

«Трое из Простоквашино» (1980), «Приключение домовенка Кузи» (1982) — учат дружелюбию, самостоя­тельности, хозяйственности;

«Ларри и его команда» (2008, Австралия) — учит работе в команде, дружелюбному отношению к дому и окружающей среде;

«Золушка» (1979) — привива­ет трудолюбие, терпимость, доброту к людям;

«Мама для мамонтенка» (1981), «В поисках Немо» (2003, США, Австра­лия) — любовь к родителям и детям, ценность семьи; «К. О. А. П. П.» (1984), «Уроки тетушки Совы» (2006, Россия, Украи­на) — с помощью этих мультфильмов малыш познает окружающий мир, концепцию «я — ты».    

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Черная Е.Ю.
Просмотров: 917 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz