Механизмы влияния
мультипликационных фильмов на социально – личностное развитие детей дошкольного возраста.

Наряду с семьей и
системой образования к сильнейшему объекту социального влияния на личность
ребенка дошкольного возраста все чаще относят мультипликационный фильм.
За последние годы
на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как
отечественного, так и зарубежного производства. Господство иностранных
мультфильмов на отечественном телевидении наводит на размышления относительно
их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают
много вопросов и новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика,
различные спецэффекты и т. д.). Манипулируя цветом, мультипликаторы выделяют
яркими красками персонажа, за которым поневоле будет следить ребенок. Хорошо,
если этот персонаж добрый, красиво нарисован, совершает правильные поступки.
Тогда дошкольник будет ассоциировать себя с ним и смотреть на мир глазами
доброго персонажа. А если, напротив, главный персонаж мультика какой-нибудь
злодей, который может безнаказанно совершать аморальные поступки, дерется,
обижает других героев, неуважительно относится к старшим, откровенно
пропагандирует насилие? Ребенок, сам того не замечая, начнет копировать поведение
отрицательного героя. Если старые кукольные и рисованные мультфильмы были
естественны как по способу производства, так и по восприятию и не наносили
вреда не устоявшейся психике ребенка, то современные мультфильмы часто не несут
добра, гармонии и порядочности.
Таким образом,
мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов
представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Современная
мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность;
краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и
фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных
предметов, наделение животных и растений человеческими способностями).
Влияние
мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием
психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
Заражение —
процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.
Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное
состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем
ребенок в силу своего возраста остро нуждается.
Внушение —
воздействие на человека вербальными или невербальными средствами, которые
вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют
представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния,
которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения
ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает
потребностям малыша.
Подражание — это
следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно
развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие
механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев
мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые на
экране. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и
естественное.
В. С. Мухина
отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне
ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках
они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто
эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых
характерны отрицательные формы поведения» . Например, всем известный мультфильм
«Том и Джерри» (режиссеры У. Ханна, Д. Барбера). Кот Том гоняется за мышонком
Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок
тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка
ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя.
А такие добрые на
первый взгляд мультфильмы, как «Аладдин», «Шрек», в которых, казалось бы, не
должно быть никакого подвоха со стороны производителей... Но, присмотревшись
внимательно, можно заметить, что образ женщины здесь представлен ярко. Если в
наших добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщины прикрыта, не
выставлена напоказ, их женские атрибуты в основном выражены через внутренние
качества, духовность, то героини западных мультфильмов физиологичны, обладают
формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно
нравиться взрослым мужчинам, а не маленьким детям. У них нет целомудрия — того,
что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. А ведь манеры
поведения героев копируются детьми. В наших мультфильмах самая большая эротика
— сомкнутые руки, поцелуй лишь обозначен, он сокровенен, тогда как западные
герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаются к женщине бесцеремонно,
грубо. Например, в популярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече,
заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты, и в дальнейшем, во
взрослой жизни, мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к
женщине.
С точки зрения
психологов, эротику, взрослые стереотипы поведения в детских мультфильмах
показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенке половое
влечение, к которому эмоционально и физически ребенок еще не готов. До первого
интереса ребенка к противоположному полу ему необходима сказка, загадка.
Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может
стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка способна
привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность —
одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в
будущем.
В западных
мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами,
которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные
мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне
отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.
Американский
мультфильм «Вуди Вудпекер и друзья» (режиссеры У. Ланц, В. Ланц)... Уже из
нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить
один часто повторяющийся сюжет. Имеется некий человек, который занят каким-то
очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если
не общественно (служащий какой-то компании по обслуживанию населения), то для
себя лично (строит что-то, выращивает и т. д.). И имеется праздный самолюбивый
дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия получается, что тот
трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит
сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко
изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.
Вполне
естественно, что если ребенок возьмется брать пример с этого «героя», то его
поведение неизбежно войдет в противоречие с законом. То есть данный мультфильм
прямо воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность
и прокол создателей, но такое поведение «героев» встречается в абсолютном
большинстве американских мультиков. По мнению одного из зарубежных психологов,
показ такого поведения в мультфильмах ведет к «сублимации антисоциальных
наклонностей индивида».
Данная
мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению — достижению
превосходства над окружающими, и превосходства любым способом и в любом виде.
В американских
мультфильмах, как правило, даже социальное поведение некоторых героев
представляется как «героическое развлечение» (например, сериал «Черный плащ»).
Но чаще всего в тех мультиках описывается все что угодно, но только не
созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются.
Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается, даже
кого-то убивают. Никогда в этих западных мультфильмах не бывает коллектива.
Все взаимоотношения между персонажами в основном конкурентные. Изредка, как
нечто необязательное, — дружеские. Всегда эти мультфильмы показывают поведение
и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном
окружении.
Сюжеты
современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие —
драки, смерть, убийство, криминальные разборки (например, «Трансформеры»,
«Человек-паук», «Супермен», «Черепашки-ниндзя»)
Дошкольники часто
подражают своим любимым героям в сюжетно-ролевых играх. В процессе подражания и
идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные
ориентиры. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с
персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его
место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты,
манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а
сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения.
Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что
способствует конфликту с родителями.
Но не все
мультфильмы так негативно влияют на несформировавшуюся личность дошкольника.
При правильном руководстве просмотром можно рекомендовать мультфильмы:
«Чебурашка и
крокодил Гена» (1969—1983), «Крошка Енот» (1974), «Бюро находок» (1982),
«Смурфы» (1981 — 1990, Бельгия, США), «Приключения Лунтика и его друзей»
(2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США), которые помогают
научиться дружить, уважать и любить
ближнего;
«Трое из
Простоквашино» (1980), «Приключение домовенка Кузи» (1982) — учат дружелюбию,
самостоятельности, хозяйственности;
«Ларри и его
команда» (2008, Австралия) — учит работе в команде, дружелюбному отношению к
дому и окружающей среде;
«Золушка» (1979)
— прививает трудолюбие, терпимость, доброту к людям;
«Мама для
мамонтенка» (1981), «В поисках Немо» (2003, США, Австралия) — любовь к
родителям и детям, ценность семьи; «К. О. А. П. П.» (1984), «Уроки тетушки
Совы» (2006, Россия, Украина) — с помощью этих мультфильмов малыш познает
окружающий мир, концепцию «я — ты». 
|