Научите ребенка любить книгу!
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка
будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и
злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным
героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям
обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и
конкретной книжки зависят от возраста ребенка.
В возрасте 4
- 5 лет в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев
Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать
внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в
том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они
изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком
сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит,
делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова
или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать
медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно,
каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее
полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику,
напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова
проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за
судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от
времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое
удовольствие.
Очень полезно проигрывать знакомые сказки.
Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с
удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей,
а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить
культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и
лучше осознать свое Я". Известно, что дошкольники, находящиеся под
впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным
героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и
стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ
проживания и усвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания.
Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.
Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям
обязательно нужно читать стихи, при чем как можно раньше. В детских стихах
главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов,
музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень
чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень
знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же особое
удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло
и сухо, и совсем другое "Лето красное пришло, стало сухо и тепло" -
это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские
стихи Барто, Маршака, Чуковского и конечно же сказки Пушкина специально созданы
для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно
повторять и заучивать наизусть (впрочем они сами заучиваются и не забываются
потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло
не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни,
кажется, никто не придумал.
|