Я
сама помыла ручки
И
сама надену брючки.
Уложила
в койку мишку
И
на лбу набила шишку.
Утром
я поела кашку
И
сама помыла чашку.
Можно
я сложу игрушки
И
пойду играть к подружке?
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени,
неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но
действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть
самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в
жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся
выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать
их в этом.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к
уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой
ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к
школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет
подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют
самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а
только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда
прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и
самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит
самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает
некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности
проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и
разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при
послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок –
тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых
актуальных.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера
человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В
деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны
формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность
в своих силах, настойчивость, выдержка .
Самостоятельность
обеспечивает:
формирование
самостоятельности дошкольника, способствует развитию его личности в целом.
Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее
организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать
по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного
возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее
выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями
старших.
Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще
упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что
неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных
нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход
из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно
стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они
оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет
не только трудиться, но и быть хорошим организатором .
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах
давать им конкретные задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц
и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять в том, что
взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт,
побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность .
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно,
дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны
уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и
правильно на них реагировать. Взрослый постоянно напоминает, как нужно
себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что
нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как
это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать
положительные примеры поведения детей, художественную литературу.
Дети
старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
1.
Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой;
мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2.
Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3.
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки),
салфетки для хлебницы и т.п.
4.
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду
после завтрака.
5.
Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать
варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и
чистить ягоды.
7.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с
верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать
хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.
Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9.
Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,
спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10.
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.