Советы
родителям будущих первоклассников.
Скоро в школу... Этой осенью или через
год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать
этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных
практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая
истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его
только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми —
семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую
обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и
позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в
школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о
счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание
для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у
которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из
соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком
семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи.
Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в
себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных
годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят
душу ребенка радостным ожиданием.
Помогите ребенку овладеть информацией,
которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на
вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок
помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это
поможет ему в незнакомой ситуации.
Приучите ребенка содержать в порядке свои
вещи.
Успехи ребенка в школе во многом зависят
от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту
скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная
собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная,
ведь у взрослых так.
Не пугайте ребенка трудностями и
неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не
всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и
быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление
родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут.
.. », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях
эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских
отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они
могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти
трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите
участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к
себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым,
если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может
рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с
ребенком этого достичь невозможно.
Научите ребенка правильно реагировать на
неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и
демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с
разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила
игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие.
Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников
надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу
остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных
отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. ..
» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого
достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и
команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в
вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и
стремится подражать во всем.
Помогите ребенку обрести чувство
уверенности в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой
обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться
к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке
вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ
для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он
попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет
очередь к специалисту.
Приучайте ребенка к самостоятельности в
обыденной жизни.
Чем больше ребенок может делать
самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно
раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что
маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. )
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с
вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше
посвятить этому занятию несколько вечеров.
Научите ребенка самостоятельно принимать
решения.
Умение делать самостоятельный выбор
развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню
семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным
столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного
досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте
ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение
общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать
праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее
место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить
в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного
хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол.
Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки
справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему
вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине,
обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду.
Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо
машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться,
поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние
цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите
самое большое животное, потом самое высокое. ..
Наблюдайте за погодой и очертаниями
облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за
ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события
повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Успехов Вам и вашим детям...
|