Воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств.
Актуальной задачей в настоящее время
является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств:
самостоятельности, организованности,настойчивости,дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания
личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом
отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование
жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет
приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к
излишней опеки последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности
детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых волнуют проблемы подготовки
детей к школе, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность,
настойчивость, родители не придают большого значения. Поэтому нам необходимо
разъяснять родителям детей дошкольного возраста важность своевременного
воспитания нравственно-волевых качеств, вооружать их педагогическими знаниями и
методами.
Скоро ваши дети пойдут в школу.
Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к
школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению
грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества:
самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное
обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но
и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается
путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является
хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома,
его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны
овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны
понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать
усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в
любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по
самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?
Ребенок старшего возраста
может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать
кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в
приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную
посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет
его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При
систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения
данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети,
вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес.
Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако
выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это
делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко
не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если
ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то
можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять
настойчивость. Существенным в характеристике волевых действий ребенка является
их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить
работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и
эгоистическими.
Как же следует организовывать
труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию
настойчивости и ответственности?
Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет
выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить
их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем
можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения.
Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности.
Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители
нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это
затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей
целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим
систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже
неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер
действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает
ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов,
похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой
помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком
захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение
в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что
ему не удалось и почему.
Дети, начиная дело, не в
состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути,
оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают
необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от
поставленной цели. Поэтому задача взрослых оказать ребенку некоторую помощь,
вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
|