Общение детей со взрослым.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех
этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни,
когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение
с взрослыми.
Ребенок не рождается на свет с
готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не
воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с
ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви
близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных,
действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а
потом и общаться с ним.
Сначала это общение выглядит как
ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается,
разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками.
Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется,
начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а
если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам,
громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого - первая и основная
потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней
присоединяются другие потребности, о которых будет рассказано дальше.
Некоторые родители считают все
эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка,
не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои
родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не
выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное
воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в
положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только
удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и
доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности
ребенка - его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к
предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе.
Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном
на первый взгляд общении матери с младенцем.
Если же на первом году жизни ребенок в
силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких
взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так
или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными,
пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными.
Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и
доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно.
Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание
и доброжелательность близких взрослых.
Младенец еще не выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень
знаний и умений старшего человека, его социальное или имущественное положение,
ему даже все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только
личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность
такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает
не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная
и самоценная личность. Что касается средств общения, то они на данном этапе
имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение
выглядит как обмен взглядами, улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый
разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, -
внимание и доброжелательность.
|