КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Уже два года прошло с тех пор, как я
пришла работать воспитателем в ясельную группу.
Сначала мне было страшно, а теперь даже нравится. Я очень люблю детей,
они такие маленькие и забавные. У каждого свои привычки, свой характер. И
каждый ребёнок по-своему переносит адаптационный период. Чтобы ребёнок легко
адаптировался к условиям детского сада, надо готовить его в детский сад с
раннего возраста. И я надеюсь, что эта статья поможет будущим родителям.
Оформляя ребенка в детский сад, родители
часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как
его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо:
родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило
на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в
детском саду? В этом не сомневайтесь, как же не любить таких маленьких детей?
Все ли дети ведут себя одинаково при
поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно,
внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают
играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за
воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по
отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только
расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется
такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными:
отсутствие в семье режима,
совпадающего с режимом детского учреждения;
наличие отрицательных привычек
(сосание соски, укачивание при укладывании);
неумение занять себя игрушкой;
несформированность необходимых
культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого
поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.
Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был
сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи
(отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними
контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения
до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее
формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким
людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми
людьми определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со
сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него
страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть
положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю,
заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный
опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу
по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает
окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится
устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он
узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика
общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт
ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой,
трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому
взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению
общаться.
Научить ребенка вступать в общение со
взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское
учреждение.
Особое значение в период привыкания
ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка
к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и
т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года
жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно
пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой,
есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды
задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать
самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться
салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть
предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для
полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в
спальне.
Очень трудно дается детям перенос
сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в
детское учреждение наблюдается временная их утрата.
Поэтому необходимо не только упражнять
детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение
бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с
возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки,
быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного
воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и
здоровыми.
Период адаптации ребенка может проходить
легко с первого дня посещения детского сада, а также может затянуться и
продолжатся до 6 месяцев.
Целесообразно родителям в первые дни
приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с
воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на
утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то,
как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни
стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез
и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Необходимое условие успешной адаптации —
согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к
индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Согласуйте в семье режим, который бы
совпадал с режимом детского сада.
Научите ребенка играть с игрушками. Чаще
играйте вместе с ребенком, формируя интерес к игре. Это поможет ребенку в новых
условиях включиться в совместную игру с детьми и взрослыми.
Готовьте Вашего ребенка к временной
разлуке с вами. А, расставаясь, не забудьте сказать, что непременно вернетесь.
Не нервничайте и не показывайте свою
тревогу, приводя ребенка в детский сад.
Принесите любимую игрушку в детский сад.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками
в детский сад, где какая-то будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта
игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте
проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Создавайте
положительный образ детского сада, воспитателя. Если ребенок видит хорошие,
доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо
быстрее адаптируется в новой обстановке.
Расширьте круг общения ребенка со
взрослыми и детьми (играйте вместе с другими детьми на игровых площадках,
посещайте развлекательные центры, парк,
ходите в гости и приглашайте к себе друзей, родственников).
В свою очередь, родители должны
внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его
консультации, наблюдения и пожелания.
Желаю удачи! Ждём Вас!
|