Особенности
адаптации детей к дошкольному учреждению.
Многие малыши при поступлении в
дошкольное учреждение впервые переходят из достаточно замкнутого семейного
круга в мир широких социальных контактов. Попадая в детский сад, ребенок
вынужден адаптироваться буквально ко всему.
Адаптация – это приспособление организма
к изменяющимся внешним условиям.
В целом, понимание адаптации
основывается на признании ее, как процесса вхождения ребенка в новую для него
социальную ситуацию развития. При приеме в детское дошкольное учреждение в
первые 3 года жизни, перед ребенком впервые встает необходимость изменить
сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий
жизни, и устанавливать новые социальные связи.
Изменение окружающей среды выражается во
встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в
несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду.
Незрелость многих компонентов
функциональной системы адаптационных механизмов ребенка часто приводит к
проявлениям «напряженной» адаптации при изменении условий среды (режимные
моменты, питание, особенности воспитания и общения). При этом изменяется
эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие
поведенческие реакции. Успешность адаптации, в таком случае, в
значительной мере определяется особенностями социальной ситуации развития
ребенка (типом семейного воспитания, позицией воспитателя по отношению к
ребенку), особенностью коммуникации со сверстниками.
Психофизиологическое состояние ребенка в
период адаптации к ДОУ.
В определенных сравнительно устойчивых
условиях организм ребенка постепенно приспосабливается к влияниям окружающей
среды, определенной температуре помещения, окружающему микроклимату,
определенному роду пищи и т.д. Ребенок в семье привыкает к определенному
режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные
взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье
порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные
нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность).
Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку
трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки. (Н.М. Аксарина)
Однако мозг ребенка очень пластичен. Если
эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают
привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное
поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо
отрицательных последствий.
Однако у детей при поступлении в детский
сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура
помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются
приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться,
перестроить сложившиеся ранее стереотипы.
Изменение социальной среды сказывается
как на физическом, так и на психическом здоровье детей. В этот период у ребенка
происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических
процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены
колебаниям и даже срывам.
Процесс приспособления не всегда проходит
легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не
могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние.
Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается
деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям
проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на
3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений
здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится
месяц, а иногда и более.
Установлен ряд факторов, определяющих
насколько легко пройдет адаптационный период. (Н.М. Аксарина). Эти факторы
связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка. Во-первых, это
состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш
обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше
справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение
беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые
месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское
учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к
хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже
справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое
состояние, и как следствие– заболевание.
Вторым фактором является возраст, в
котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка
изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители
и др.).
Также длительность и тяжесть привыкания к
изменившимся условиям зависит от предшествующих условий воспитания в семье.
Нарушение сна, аппетита, эмоционального состояния в первые дни пребывания в ДОУ
наблюдаются преимущественно у детей, у которых в семье отсутствовал правильный
режим, питание (Н.М. Аксарина).
Важным фактором является и степень
сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.
По-разному привыкают дети одного и того
же возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их
высшей нервной деятельности. Одни дети в первые дни выражают бурные реакции:
кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют
против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и
хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений
выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать,
длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.
Рекомендации и советы для родителей.
1. Необходимо
заранее познакомить ребенка с ДОУ.
2. Можно
привести ребенка на вечернюю прогулку, для того чтобы посмотреть, как играют
дети.
3. Нужно
обратить внимание ребенка на то, что родители ежедневно забирают детей домой.
4. Находясь
рядом с ребенком в детском саду, родители должны объяснить ему все, что его
интересует, помочь ему ориентироваться в новой обстановке.
5. В первые
дни пребывания в детском саду время нахождения в учреждении должно быть сокращено
до нескольких часов. Постепенно оно увеличивается на 1-2 часа в день при
условии хорошего эмоционального и комфортного состояния малыша.
6. Нужно
принести в детский сад вещи, необходимые ребенку для спокойного пребывания там:
смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.
7. Необходимо
создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не
водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен
впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).
|