ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ.
Для
успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно
необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году
жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с
различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и
назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде
всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют
большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи,
воспитания чувств.
Многие
сведения об окружающем дети приобретают
практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим
себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или, же у
них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве,
как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия
ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего,
выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных
для детей явлений.
Второй год
жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте
у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать
ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством
общения его со взрослыми.
Для
формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать
речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и
подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы
доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
Для
своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого
ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом,
чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.
В условиях
коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется
в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью
дидактических игр и упражнений вне занятий.
С самого
рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев,
лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти
слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими,
боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим
слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по
громкости, силе, тембру.
Умение
сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя
научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того,
чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать
слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где
необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать
слух, улавливать и различать звуки.
Эта
способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от
природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр -
открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми,
говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок
формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к
тому, что он слышит от окружающих.
В играх малыш учится различать «звучание»
знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не
только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и
элементарного музыкального слуха.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель:
Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую
речь.
Оборудование:
Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход:
Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и
предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть
ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. (Рис.1)
УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Цель:
Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений,
умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование:
Бубен, два флажка.
Ход: У
ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш
поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки
вниз.
Важно
следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать
громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко
выполнять упражнение.
СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
Цель:
Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно
различному звучанию бубна.
Оборудование:
Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от
дождя.
Ход:
Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко.
Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать,
а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда
я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
|