Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 28.06.2025, 05:20

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка ВОСПИТАТЕЛЯ
16.12.2013, 13:14

Ребенок зеркало семьи

…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно… А. С. МАКАРЕНКО.

Ответственность за нравственное становление личности несут все воспитательные учреждения, но истоки все же следует искать в первоначальном семейном воспитании и в укладе жизни родителей. «Нравственное уродство,— писал В. М. Бехтерев,— и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста», то есть с того момента, когда семье принадлежит ведущая роль во влиянии на детей.

Жизнь ребенка начинается с эмоционального освоения действительности. Особое значение имеют первые эмоциональные положительные контакты детей с родителями. Они поддерживают бодрое уравновешенное поведение и способствуют прежде всего нормальному психическому и физическому их развитию. Как правило, сначала контакты совпадают с гигиеническим уходом. Пеленание, кормление сопровождается ласковыми прикосновениями близких людей, словами: «Ты наша кровиночка, радость ты наша!» Постоянные ощущения тепла, заботы вызывают у детей ответную реакцию: удовлетворенность, привязанность, улыбку. Ребенок начинает понимать зависимость своего психологического и материального комфорта от родителей, а чувство защищенности предупреждает появление страха, агрессии, стимулирует развитие двигательной и познавательной активности детей.

Через тон и тембр голоса родителей, их взгляды и движения идет познание ребенком хорошего и плохого. Следовательно,  первые годы жизни в семье формируется эмоциональная культура детей, составной частью которой являются нравственные чувства и прежде всего — долг, совесть, уважение и внимание к старшим, забота и милосердие, самолюбие и достоинство.

Семья для маленьких детей — это жизненное пространство, иногда единственное до школы, в котором впервые происходит приобщение их к миру не только вещей, но и поступков людей. В нем много разнообразного, интересного, неожиданного и не совсем понятного. И ребенок недоумевает, почему одни запрещают, а другие разрешают; мама наказывает, а бабушка жалеет и еще маму ругает; взрослые тоже нечаянно бьют посуду, но никто их за это не шлепает. Такие противоречивые требования со стороны взрослых вырабатывают у детей лицемерие, приспособленчество, становятся причиной упрямства и нервных заболеваний.

Все близкие ребенку люди, за которыми он наблюдает изо дня в день, проявляют себя в разных формах поведения, жестами, положительными и отрицательными эмоциями, словами, показывают образцы отношений друг к другу. Что-то вызывает лишь чувство страха у ребенка, к сожалению, но другое — уважение и гордость.

— Если ты меня тронешь, то мой папа как даст тебе кулаком по башке и она сразу разлетится!

— Меня все боятся, потому что я смелый, как мой папа.

— Папа сказал, что моя мама пришла тепленькая домой, а она была веселенькая.

Так обмениваются дети дошкольного возраста впечатлениями, демонстрируя свою наблюдательность, восторг, а часто и непосильную для детской психики озабоченность. Тем не менее в одинаковой мере подражают и хорошим и плохим поступкам, так как они исходят от близких людей.

Влияние семьи на детей совпадает с периодом развития и становления всех психических процессов. Дошкольника отличают большая впечатлительность, подражательность, восприимчивость, конкретность мышления, отсутствие знаний и жизненного опыта. В связи с этим одной из главных составляющих успеха воспитания является семейный уклад жизни, уважительное отношение родителей друг к другу, соблюдение взаимных обязанностей, душевная теплота, чувство сострадания, сознание личной ответственности за свои слова и поступки. Уважение, как нравственное чувство, весьма многогранно. «Какое наслаждение уважать людей!» — восклицал А. П. Чехов. Но для того, чтобы испытать наслаждение, надо уметь уважать. Недостаточно знать, что есть уважение, надо еще получить навыки проявления этого чувства. И первой школой является опять же семья. Если уважение воспитывается всем укладом семьи, ее нравственно-эмоциональной атмосферой, дети без видимого предупреждения проявляют сдержанность, дисциплинированность, внутренний тормоз, не позволяющий перейти грань дозволенного — не нагрубить, не оскорбить, не присвоить чужого, не обмануть. Именно в раннем и дошкольном возрасте дети становятся подобием своих родителей. «Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,— говорил В. А. Сухомлинский,— так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В семье у детей формируется отношение к труду как нравственной ценности. Оберегая детей от работы, обязанностей по хозяйству, родители воспитывают у них безволие, безответственность, лень. За что впоследствии расплачиваются сами. Нельзя откладывать приучение к труду на более позднее время, так как желание трудиться, воспитание трудовых навыков и умений имеет строгие временные рамки — это дошкольный возраст. Дети, не приученные к труду, не могут себя обслужить, нуждаются в посторонней помощи, пребывают в состоянии бесцельного времяпрепровождения, праздности, которая является матерью всех пороков. Жизненный опыт свидетельствует, что такие дети хуже занимаются и в школе.

В одном из детских садов был проведен любопытный эксперимент. Суть его состояла в отборе «папиных» и «маминых» картинок, на которых были изображены предметы домашнего обихода. Результаты игры показали, что папе принадлежали телевизор, тахта, кресло и газета. Отдельные дети добавили сюда молоток и гвозди. Маме досталось изображение кастрюли, пылесоса, мясорубки, сумки-авоськи. Итак, это только игра, и в ней отразилось лишь детское восприятие жизни родителей. Естественно, что в процессе развития знания о труде будут видоизменяться, корректироваться. Однако со всей определенностью можно утверждать, что отношение детей к труду — есть своеобразная проекция отношения взрослых к труду. Ведь мир детей не может строиться на совершенно иных основаниях нежели общество взрослых. Ни одно поколение не изобретает заново цифры или алфавит, не открывает вновь законы человеческих взаимоотношений. Все это функционирует, и задача родителей приобщить детей к общечеловеческим ценностям, хранительницей которых должна быть семья.

Понятно, что каждая семья неповторима, имеет свои проблемы. Решаются они не всегда однозначно и просто, как этого хотелось бы. Однако родители постоянно должны думать о своем долге перед Отечеством и самим собой — о таком воспитании детей, которое наряду с другими качествами предполагает выработку целой системы нравственных представлений, установок, оценок, чувств и привычек, определяющих впоследствии гражданскую позицию человека, его отношения с окружающими людьми, положение в обществе и, в конечном итоге, благополучие.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Фунтусова О.П.
Просмотров: 365 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz