Игровая деятельность дошколят
Игра-это огромное
светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается
живительный
поток представлений, понятий
об окружающем мире.
В.А.Сухомлинский
В обыденной жизни со словом «игра» люди
связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для
современного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что
Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
В процессе игры происходят глубокие изменения в психике ребенка: развивается
образное мышление, воображение, способность к взаимодействию со
сверстниками и многое другое.
В игре все условно, «понарошку». Благодаря
этому можно преодолеть страх, неприязнь, получив взамен внутренний
эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию
- приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни.
В реальной жизни содержание детских игр
многообразно и зависит от интересов ребенка, опыта жизни его семьи, старших
братьев и сестер, средств массовой информации и многого другого. Благодаря игре
ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став
взрослым, он сможет избежать многих неприятностей, с которыми не справятся даже
образованные, но своевременно не специализированные люди.
При этом возникающие в игре реальные
отношения детей друг с другом имеют огромное значение для формирования
способности к взаимодействию, так как являются практикой их коллективных
действий.
В результате исследований ученые установили,
что игра имеет непосредственное отношение в подготовке ребенка к школе. Это
связано с тем, что в игре малыш сам определяет замысел и воплощает его в
сюжете, по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы. А это влияет на
умственное и эмоционально-волевое развитие ребенка, формирование инициативности
и самостоятельности. У игры есть еще одно преимущество. Среди окружающих его
взрослых ребенок любит больше тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы
подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не
могут так повлиять на симпатии ребенка, как совместная игра с ним.
Важно отметить, что игра не возникает сама
по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им.
Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Даже если нет старших и младших
братьев или сестер, родители, так или иначе,
вынуждены играть с ребенком в раннем
детстве, чтобы занять его. Родители любят и знают своего малыша и могут создать
в семье индивидуальные условия для игровой деятельности с учетом интересов и
желаний своего ребенка.
В детском саду с детьми может и должен
играть воспитатель. Для него разработаны программы и методические рекомендации
по организации игровой деятельности и руководству ею на всех возрастных этапах.
В детских садах для игры создаются специальные условия, особая
предметно-игровая среда.
Полноценное развитие игровой деятельности
становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении -
семьи и детского сада. Большинство родителей готовы участвовать в играх своих
детей, но не знают, как это делать. И
справиться с этой задачей родители могут на
основе консультаций воспитателей, педагогов, информации, размещенной в
средствах массовой информации.
Главное, чтобы дети играли, и дома и в
детском саду, а воспитатели и родители умело помогали им в этом!
|