Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.
Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть
записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки
отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут
репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по
настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с
утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится
сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын —
замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский
сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых
«специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы
мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает.
Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта
злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам
и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя
история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это
довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А
возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока
дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало.
Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся
с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско.
Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и
привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из
интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания,
развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от
будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не
получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные
школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали -
по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не
половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то,
что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения
программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо
учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К
примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.
д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с
ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его
психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития
человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное
образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к
школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности –
готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в
лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего
развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не
сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без
родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по
правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно
предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем,
читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его
школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками
пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников
нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может
сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель.
Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является
профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек
не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил
полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила
разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек,
развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки,
игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать
бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с
взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае.
Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы
соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен
качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их
невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют.
«Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку.
Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности
относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей
родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на
вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять
невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б.
Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём
учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на
примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете
плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки
привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят
её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ
действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую.
Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном
занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети
должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У
мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?»
Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они
ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и
действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать
эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки.
Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась
горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик
лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с
водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос:
«Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка
крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на
лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют
они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с
ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что
первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал
не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в
игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует
процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник
и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей
деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как
будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению
процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман
механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по
которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки
управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному
участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной
Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом
восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как
именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками,
чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?»,
а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот
диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой
формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок –
плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент
неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А
именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.
|