Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 11:57

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка ВОСПИТАТЕЛЯ
28.04.2014, 16:50

Развитие речи детей 2-3 лет средствами

художественной выразительности.

   В условиях современного социального пространства развитие речи является важнейшим направлением педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием речи обусловлено и общение ребенка с взрослым.

   Ребенок начинает понимать речь, обращенную к нему, во второй половине первого года жизни, к концу года устанавливается связь между словом и действием или предметом. Но для этого нужна общая деятельность взрослого и ребенка.

С 1,5 до 2-х лет увеличивается количество понимаемых ребенком слов, обозначающих различные окружающие его явления и предметы. В период раннего возраста, когда ребенок только воспринимает речь, его забавляют песенками, потешками, стишками, вызывая тем самым у ребенка радостные, положительные  эмоции. На 3-ем году жизни  у ребенка увеличивается объем речи, происходит ее качественное изменение, речевая активность возрастает. Ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в разговорную речь окружающих. Расширяется круг общения ребенка с  взрослыми и с другими детьми. Общение происходит в реальной ситуации: дома, в детском саду, в общественных местах. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только осознает смысл отдельных слов, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи, что благоприятствует наступлению периода «активного слушания» потешек, песенок, стихов и сказок, являющихся инструментами в воспитании звуковой культуры речи. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественного слова: понимание смысла небольших стихотворений, коротких сказок,  рассказов, эмоциональный отклик на их звучную рифму, словесный повтор, игру звуков.   Влияние художественного текста на развитие связной речи детей раннего возраста, несомненно, велико.

   После года малыш уже может внимательно прослушать небольшой художественный текст, если взрослый произносит его выразительно и эмоционально. При систематическом чтении и проигрывании потешек, стихов и сказок к двум годам у детей вырабатывается положительное отношение к слушанию, складывается навык сосредоточенного слушания литературного произведения, что является благоприятным условием развития активной речи ребенка. Восприятие ритма, рифмы, интонации первоначально составляет основу эстетического воздействия художественного слова, вызывает собственную речевую деятельность малыша, опирающуюся на подражание речи взрослого.

   Многократное чтение текста и усилия взрослого,  вызывающего ребенка на совместный разговор в эмоциональном общении- игре, приводят к тому, что он вслед за взрослым проговаривает короткие стихотворные строчки, простые фразы прозаического текста. В этом процессе, несомненно, важную роль играют потешки. С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков. Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединять с действием ребенка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребенок не владеет речью. Наглядность поможет ребенку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и  активному употреблению. Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме (серенькая кошечка, масляна головушка…). Потешки можно использовать с целью описания предмета – как образец для подражания при составлении описательных рассказов. Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой. Как правило, текст и иллюстрация  помещаются на одной странице. Взрослый, показывая картинку, выразительно читает текст, рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает иллюстрацию, взрослый читает текст повторно.

   Дети второго года жизни могут самостоятельно рассматривать картинки в книге, проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком, рукой.  Одновременно дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …(маленькая); красный карандаш- длинный, а зеленый …(короткий)и т.д.

   В этом же возрасте дети знакомятся с первыми стихами детских поэтов: А.Барто, К.Чуковского, Б.Заходера и других классикой детской литературы. Стихотворения для малышей должны быть небольшими и понятными, чтобы малыши могли осмысленно проговаривать отдельные слова. Содержание стихотворений должно развивать представления детей об окружающей среде, о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют речевой навык малыша, развивает память, внимание, мышление.

   К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка - ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Чтение сказки должно быть выразительным, эмоциональным, живым, вовлекая тем самым детей в действие сказки. Например, при рассказывании «Репки» со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки.

   Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием. Рассматривая  вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые предметы, персонажи, повторять с детьми действия персонажей. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движение и звук. Данные упражнения целесообразно проводить после чтения сказок, потешек, стихотворений.

   Дети охотно вовлекаются в совместное рассказывание сказки или стихотворения, когда взрослый говорит начало предложения, а дети его заканчивают. При рассказывании сказок, детям надевают шапочки, или элементы костюма (платочек, бантик и т.п.). Даже если ребенок не произнесет ни слова, он с удовольствием наденет колпак или повторит движение взрослого. Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к умению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

   Таким образом, развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: потешек, стихов, сказок. Занятия в условиях детского сада направлены на формирование у детей речевых навыков, а использование средств художественной выразительности в комплексе с другими методами развития речи позволяет решать все речевые задачи педагогического процесса. Дети постепенно (при переходе к среднему звену) имеют навыки пересказывания литературного произведения, воспроизведения текста знакомой сказки или стихотворения, совместно с воспитателем и самостоятельно.

   Закрепление приобретенных навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша.

    Развитие речи обусловлено общением ребенка с взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку, осваивать родную  речь, формировать речевые умения, исходя из личного опыта (разговоры о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). В условиях такого интегрированного речевого развития детей раннего возраста можно сделать прогноз на успешное обучение ребенка в среднем и старшем звене детского сада.

.


 


 


 


 


 


 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Клыковская В.Э.
Просмотров: 366 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz