Психологические особенности детей 5-6 лет
Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе
практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем
дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с
детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную
литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных
телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и
сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по
телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других
странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают
истории из жизни родителей или других людей.
Пятилетний ребенок часто задает вопрос:
"Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде
всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны
лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные
и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно
более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с
другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить:
"Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического
электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки
зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые
собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и
поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с
дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его
отпустить?".
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не
торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность
вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его
интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении
мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для себя"
- так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко
выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу
организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям
негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений
ребенок пяти лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу
и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в
магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт
ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение,
в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного,
созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите
показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть
каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле.
Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности
давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены
хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и
наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной
одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно
использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с
удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с
микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более
стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется,
становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической
выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который
преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнер по играм.
Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального
статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут
воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно
ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения
к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам
ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти
человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом
появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается
взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении
следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно
соглашаются на его участие.
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет
играть, определяют сами дети.
Характер исполнения роли также определяется
детьми: "Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду
ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть,
навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том,
что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих
ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель
и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".
Пятилетние дети обожают путешествия и приключения.
Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В
теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники".
Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания
необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть
возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте
представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на
стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие начинают
проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс
развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его
читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью
заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные
черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления.
Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел
поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять
это, но, ни в коем случае, не обобщайте, не называйте его жадным.
|