Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 21:48

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


СТРАНИЧКА ВОСПИТАТЕЛЯ
18.02.2019, 11:30

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»

 

"...незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает."

А.С Сухомлинский

 

В наше время остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. Тенденции современного общества таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья -50%; телевидение-30%, детский сад-10%, улица-10%.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых,

сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется агрессивным качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, кто растет в семье: мальчик или девочка. настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастет жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей последовательностью, как и силу воли, и самое главное в том, что воспитать доброту можно только добром.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы

Не стоит думать, что дети в возрасте 3-х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год или 2 мама ему сказала, что нужно заботиться о братьях наших меньших, но он будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся. Для того, чтобы прививать детям все благородные качества, необходимо начать с себя, ведь родители-это самый главный образец для подражания.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло.

Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества и целесообразно формировать нравственные качества, как своим примером, так и с помощью чтения художественной литературы.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Духовно-нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро, всегда побеждает зло.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка:

-«Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

-«Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

-«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;

-«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», наказ слушаться родителей, старших;

-страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики;

-хитрость- в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки: «Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;

Мудрость восхваляется в сказках: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»;

Забота о близких поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных норм.

Конечно, воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы он умел любить, прощать, помогать. Задача родителей- создавать и постоянно поддерживать в семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Помните о том, что родители - первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающих приобретать ему социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье будет произрастать всю жизнь. А "сеют" родители главным образом с помощью личного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали или нет.

Как говорил А.С Макаренко: "Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье- это основа основ. Все остальное - детский сад, школа, институт, окружение- это дополнительная шлифофка, не более."

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Харина В.Ю.
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz