«Не условным звуком только, учится ребёнок,
узнавая родной язык, но
пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»
К.Д.Ушинский
Почему наши дети плохо говорят?
Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать.
Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям.
Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную.
Обращение к истокам устного народного творчества сейчас очень актуально, так как только в детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными.
У ребёнка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, состраданию, любви.
Увеличить запас слов, выразительность речи могут помочь малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.
Что относится к детскому фольклору?
Пестушки, потешки ,заклички ,считалки,скороговорки и чистоговорки,пословицы и поговорки,дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши,загадки, сказки .
При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их.
Потешки и прибаутки, пословицы и поговорки, заклички и загадки - всё это речевое богатство воспринимается и осваивается детьми легко, без усилий, способствует развитию образного мышления, тренирует память, расширяет кругозор, способствует более лёгкому усвоению знаний, обогащает речь детей, помогает "разговорить" их.
Закличка, приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению, насекомому в лесу, в поле, к объекту природы; она рождает в ребёнке веру в весомость и значимость слова. Он обращается к силам природы.
Дети узнают, что приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Используя знания примет в повседневной жизни, у детей развивается наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дети знают, что если зимой месяц кверху рожками- к морозу; красный закат- будет ветер; дым к земле клониться- к ненастью; одуванчики сжимают свои головки- к дождю и др.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. В них мудрость русского народа, поэзия народного языка. Отгадывание загадок само по себе способствует развитию у детей догадливости, сметливости.
Педагогически целеустремлённая работа над содержанием и образным языком загадки неизмеримо больше обогатит и мысль и речь детей.
В работе с загадкой особенно полезно для ума ребёнка не простое отгадывание её, а умение приладить отгадку к загадке, объяснить её образный смысл.
Потешный фольклор: считалки, дразнилки, небылицы, докучные сказки, скороговорки возникли в народе, вероятно, для развлечения.
И сейчас ими пользуются в минуты отдыха, для разрядки умственного или физического напряжения.
На самом же деле трудные сочетания звуков и слов скороговорки, произносимые быстро, требуют от произносящего напряжённого внимания, усиленной и чёткой работы речевого аппарата, то есть скороговорка способствует развитию произвольного внимания и служит своего рода гимнастикой для речевых органов.
Разучить скороговорку, быстро, внятно её произнести- любимое занятие детей. Дети с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность. Им нравиться составлять рассказы, сказки на темы скороговорок.
Докучные сказки, считалки, дразнилки хороши своим юмором.
Они занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное творчество. Запас их должен быть всегда в памяти. Случай подскажет время и место когда их использовать.
Они являются прелюдией к настоящим сказкам, к играм, настраивают детей на весёлый лад. Дети с удовольствием их проговаривают, рассказывают.
Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире.
Народные игры так же, как песни и сказки переходят из поколения в поколение.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Эффективность работы по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражение в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.
|