Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 27.06.2025, 03:35

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка ВОСПИТАТЕЛЯ
21.01.2020, 16:40

Театрализованная деятельность – как метод развития
речевой активности у детей раннего возраста.

“Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции, и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

Л. С. Выготский

Большую тревогу среди педагогов вызывают проблемы связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%).

Не многие понимают, что речь представляет собой сложный психолингвистический процесс. Это одна из высших психических функций организма.

Речь, не является врожденной способностью, а формируется постепенно. Но предпосылки, необходимые для возникновения и развития речи, все же врожденные.

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Отсутствие дефектов артикуляционного аппарата.
  • Сохранность анализаторных систем.
  • Сохранность и зрелость ЦНС, коры головного мозга.

 

Необходимые условия развития речи у детей.

  • Речь 
  • Окружающая речевая среда

 

При нормальном развитии, малыши с раннего возраста проявляют большой интерес к речи. Создают новые слова, чувствуют как смысловую, так и грамматическую сторону языка. Но при нарушении речевого развития, дети достигают лишь определенного уровня. И по этому, нуждаются в помощи. Им необходимо целенаправленное обучение.

Я считаю, что развивать речь ребёнка, необходимо начинать с самого раннего возраста. Современная педагогика предлагает множество методов и приемов, позволяющих ребенку всесторонне развиваться, и если необходимо корректировать недостатки в развитии. В 2019-2020 учебном году, работая над темой «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников » по самообразованию Изучая тему, я внедряла в образовательный процесс театральную деятельность - как метод «обучаем играя».

В возрасте 2-3 лет закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.

В этот период очень важно развивать понимание речи, через расширение ориентировки в пространстве. Учить узнавать и называть признаки предметов, героев рассказов, стихов, потешек. Понимать и соблюдать простейшие правила поведения.

В этот период, я проводила работу по развитию речи - через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности. А так же, на занятиях по развитию речи с использованием

наглядных средств (с игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках, с иллюстрациями, с театральными пособиями).

2.Перед детьми второй группы раннего развития я поставила задачи:

 

1. Развивать понимания речи,

2. Уметь подражать речи взрослого,

3. Накопить словарь

4. Использовать речь, как средство общения с окружающими.

  • задача – развитие активной речи (воспроизведение слов и коротких фраз), для свободного общения со взрослыми и детьми. Ребёнок должен уметь задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

 

3.Для успешного, решения этих задач - рекомендую широко применять театрализованную деятельность.

 

Она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает: фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо!

 

 

4.Цели использования театральной деятельности:

 

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками,
  • развитие художественного вкуса.

5.В процессе театрализованных игр:

 

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, артикуляционного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Развивается выразительная публичная речь, ребенок учится не стесняться присутствия посторонних слушателей.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Развиваясь, в процессе театрализованной игры ребенок постепенно переходит:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяю один и тот же содержательный материал. Пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. По этому, я не однократно в течение учебного года обращаюсь к одному и тому же сюжету.

6.Данное направление осуществляется циклично:

1.демонстрация сказки;

2. игра – театрализация;

3.закрепление изученного материала.

Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту.

7.Использовала методы:

 

демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию», обучение названиям действий в процессе показа. Метод вопросов – и ответов, а так же приемы - нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речевой активности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя».

8.Этапы работы:

 

¨ подготовка атрибутов;

¨ организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;

¨ классификация театрализованных игр;

¨ консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”

¨ разработка картотеки;

¨ разучивание текстов, движений, мимики и т. д.;

¨ показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;

¨ сотрудничество с музыкальным руководителем;

¨ разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

¨ подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.

На первом этапе работы по развитию активной речи большое внимание уделяла звукоподражанию, а на втором, работе над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата.

На 2-ом году жизни работая над развитием активной речи, я использовала все доступные виды театров. Помогала ребенку овладеть ситуативными действиями, учила сопровождать их словами. Развивала способность подражания (малыш становился разговорчивым, не стеснительным). Обучала, игровым действиям с игрушками. Формировала условия для самостоятельной игровой деятельности, таким образом, совершенствуя, речь малыша.

Дети, любят слушать взрослого, они эмоционально отзываются, на не большие художественные произведения. А когда в этом участвует «живая» кукла, радости малышей нет придела. Даже приходя домой, они весело поют, «зайка, зайка, попляши…» или «мишка косолапый…».

Я стараюсь, что бы день проходил в игре. Дети, увлеченные игрой, легко обучаются, не утомляются, быстро адаптируются. Малышам нравятся развлечения и утренники. Они не боятся взрослых, весело и задорно участвуют в играх и конкурсах.

 

9.Комплекс игр, используемых мной, для развития речевой активности во второй группе раннего развития, с применением театральных атрибутов:


Для того что бы ребенок овладел навыками общения, а речь его была выразительной, я старалась обогатить не только активный словарь, но и пассивный. Следующими методами и приемами:

10.Схема методов и приемов, которые я использовала:

  • Активный словарь
  • Пассивный
  • Словарь
  • Активная речь ребенка
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Чтение стихов потешек сказок
  • Постановка правильного речевого дыхания
  • Просмотр мультфильмов
  • Экскурсии наблюдения
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Накопление научных знаний
  • Развитие познавательной активности
  • Эмоциональное развитие
  • Посещение театра, зоопарка…

На ряду, с театральной деятельностью, постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами (смотри приложение).

Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

 

Все игры, должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое», и принимать в этом процессе активное участие.

Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

 

 

 

 
Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка | Теги: Савватеева А.М.
Просмотров: 187 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz