Развитие речи
дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и
вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и
дружеских отношений.
Для того,
чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем
необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр,
скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые
легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном
ребенка.
" Угадай по звуку"
Цель:
развитие фонематического слуха.
Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы,
способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать,
пересыпать и т.д.
Ребенок
садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок
должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно
бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет,
перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки
или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других
малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а
игрой-соревнованием.
" Цепочка слов"
Цель:
обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов
— существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть
ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые
логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например,
исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая,
разноцветная...
Что еще бывает
разноцветным?
Радуга, платье,
телевизор...
Каким еще может
быть платье?
Шелковым, новым,
прямым...
Что еще может быть
прямым?
Линия, дорога,
взгляд... и т.д.
«Дополни предложение»
Цель:
расширение словаря прилагательных, глаголов.
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к
определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию —
еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова
можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы
общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное
слово «солнце»...
светило солнце;
ярко светило
солнце;
на небе ярко
светило солнце;
на небе ярко
светило весеннее солнце;
на небе ярко
светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко
светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко
светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе
ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе
ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе
ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
"Похожие слова"
Цель: расширение
словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку
ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему.
Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так,
потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг -
враг;
Грусть - радость -
печаль;
Еда - очистки -
пища;
Труд - завод -
работа;
Танец - пляска -
песня;
Бежать - мчаться -
идти;
Думать - хотеть -
размышлять;
Шагать - сидеть -
ступать;
Слушать - глядеть -
смотреть;
Трусливый - тихий -
пугливый;
Старый - мудрый -
умный;
Бестолковый -
маленький - глупый;
Смешной - большой -
огромный.
"Два брата"
Цель: развитие
словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам
понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку
послушать историю о двух братьях.
Жили-были два
брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ,
он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был
маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У
Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку
подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если
ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из
братьев.
Глазик - глазище;
ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик -
шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови ласково"
Цель: закрепление
согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм
прилагательных.
Мы сегодня будем
играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а
цветочек красненький.
Далее мы произносим
только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а
яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а
чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а
грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а
ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а
солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый,
а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик
… (низенький).
Морковь вкусная, а
морковочка … (вкусненькая).
"Найди по цвету"
Цель: закрепление
согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам
понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет,
употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит
предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное - яблоко,
кресло, платье.
Желтая - репа,
краска, сумка.
Синий - василек,
баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие
мышления, речевого внимания.
Из предложенных
слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее
подходящее по смыслу.
Подумай и скажи,
какое слово подходит больше других?
Весной дует …
(жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу
распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес …
(сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит
в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в
лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет
по…(дороге, воде, рельсам).
Желаю удачи!!!