Возрастные
особенности детей 5-6 лет
Это
возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка,
общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
·
Продолжает
активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти
24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к
миру, который для него пока сложен и малообъясним.
·
Желает
показать себя миру. Он часто привлекает
к себе внимание, поскольку
ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание
важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение
внимания «плохими» поступками.
·
С
трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и
возможностями и поэтому все время проверяет
прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
·
Готов
общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с
равными себе. Постепенно переходит от сюжетно- ролевых игр к играм по правилам,
в которых складывается механизм
управления своим поведением, проявляющийся
затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний
контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг
друга, а потом — каждый самого себя.
·
Стремится
к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что
ему неинтересно.
·
Очень
хочет походить на значимых для него
взрослых, поэтому любит
играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может
быть уже достаточно существенной.
Вам
как его родителям важно:
- С уважением
относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления. Различать
«враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.
- Поддерживать в
ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя
развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не
эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого
разнообразного творчества.
- Быть внимательными к желаниям ребенка, но и
уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или
нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы
не в состоянии отстоять и выдержать.
- Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных
затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая
варианты выхода из нее.
- Обеспечивать общение с близкими, организовывая
отдых всей семьей, вместе с ребенком
обсуждая совместные планы.
- Постепенно снижать
контроль и опеку, позволяя ребенку ставить
перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться
самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем,
совместно разбирая причины неудачи.
- Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш
ребенок охотнее будет откликаться
на просьбу о помощи, чем на
долженствование и обязанность. Осознавать,
что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем
«взрослую» позицию. По возможности не пугаться и не увиливать от
«неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и
максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не
распространяясь и не усложняя.
- Помогать ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не
призывая не бояться. Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему,
разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе
проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому
ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому
с чем-то менее страшным.
Вашему ребёнку уже исполнилось 5 лет? С одной
стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник.
Возраст
5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в
этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и
расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную
информацию.
Научно
доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала,
сколько не запомнит потом никогда в жизни.
Детям 5-6
лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку
детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем
мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит
представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о
том, как устроен человек и многое другое.
В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он
идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола,
как он выглядит, что говорит.
Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь
и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым
кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом
деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.
Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит
зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте
ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически
проверять их.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или
на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо
запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы
и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.
В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь
выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о
растительном и животном мире.
У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто
без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок
их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить
ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы
заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше
говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.
В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем
терпимость к другим детям, контролировать проявления агрессии. Ребенок не
должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор
или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение
поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.
|