Трудовое воспитание в семье
Всем
известно, что именно труд формирует в человеке лучшие качества: трудолюбие,
заботливость, умение ценить и уважать труд матери и отца, труд других людей.
Необходимо
помнить и говорить детям такую заповедь «Человек должен всё добывать своим
трудом, ценой собственных усилий».
Многие
родители рано слышат от своего ребёнка слова «я сам».
Собственно,
он ничего ещё и не может сделать сам, но желание и стремление к этому он уже
проявил. И это необходимо поддерживать и развивать. Очень важно поощрять и
закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности, к длительному участию в
элементарных буднях семьи.
Порой
родителям не хватает времени и терпения, чтобы дать возможность ребёнку
обслужить себя самостоятельно, но постепенно, с предоставлением всё большей
самостоятельности, у ребёнка начинает формироваться потребность к трудовым
усилиям, ощущение своей потребности к общим семейным делам.
Приучая
ребёнка трудиться, убеждаешься, насколько важно быть требовательным к себе.
Дети очень наблюдательны, и можно услышать от них такую фразу: «А мама сама не
сделала то – то». И, понятно, что только собственный пример трудолюбия и
аккуратности, позволит нам всем быть требовательным к ребёнку. И, естественно,
всё это идёт, прежде всего, из семьи и с самого раннего возраста.
Начинать
надо с небольших поручений: поднять игрушку, аккуратно сложить одежду, принести
или подать что - либо. А прежде чем требовать что – то от ребёнка, нужно его
научить делать это. Необходимо показать ребёнку как надо умываться, чистить
зубы, складывать одежду и т.д. Необходимо приучить ребёнка к мысли: папа и мама
трудятся, значит и он тоже должен трудиться. С этого начинается чувство
ответственности и сопричастности к семейному коллективу, а затем и к коллективу
товарищей по детскому саду и школе.
Именно
в этом закладывается большое воспитательное значение первого трудового общения
ребёнка с родителями, другими взрослыми людьми.
И, несомненно, в детском саду ребёнок
приобретает много знаний, полезных навыков и умений. Дети в группе знают, чтобы
полить в уголке природы комнатные растения, необходимо, прежде всего, отстоять
воду. Не все растения одинаково любят влагу. Например, бальзамин требует много
воды, а для аспидистры – достаточно налить воды в поддон.
Дети
нашей группы знают: «Каждой вещи своё место. Поиграл в игру – убери на место».
Работа
по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может
быть раз и навсегда установленных требований, готовых рецептов. Содержание её
зависит от конкретных условий детского сада, состава его детей и родителей.
|