Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.06.2025, 07:52

МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнушка''

Меню сайта
Категории раздела
70-летие Великой Победы [3]
Страничка ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР [5]
Профессиональный стандарт педагога [2]
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ [4]
Мои файлы [298]
Страничка ЗАВЕДУЮЩЕГО [3]
Сведения об образовательной организации [46]
Антикоррупционная деятельность [0]
Видео консультации [2]
Портфолио педагогов [3]
Психологические и социологические исследования ДОУ [6]
Консультации для родителей. [35]
Консультации для родителей и детей.
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Страничка ВОСПИТАТЕЛЯ
27.09.2012, 10:45
Развитие мелкой моторики рук дошкольников: советы для родителей.


Помните тот волнительный день, когда на свет появился ваш малыш? Как вы всматривались в его крошечное личико и удивленные глазки, ощущая, что он целиком и полностью зависит от вас. И с тех пор, как продюсеры фильма под названием «успешная личность», вы руководите и направляете, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг крохи тем, в чем он так нуждается – впечатлениями. Разумеется, важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности. Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми вы помогаете справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Короче говоря, первые несколько лет жизни – это возможность для вас помочь стать малышу тем, кем он может стать.

Такая ответственность за будущее малыша может напугать и повергнуть молодых родителей в растерянность. Психологи успокаивают: мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали сказку? Показали самолет в небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит – развиваться. Но, конечно, немаловажное значение в деле развития малыша играют и специальные занятия, и среди них на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников.

Мелкая моторика  — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в развивающие игры. «Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы.

Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита». Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольниковэто важный этап и при подготовке к школе, к письму.

         Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент

Однако, если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у трехлетки, начинать соответствующие развивающие занятия надо раньше, буквально через пару месяцев после рождения малыша. Методика мелкой моторики у таких крох проста. Грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), с детками после полугода играть в сороку-ворону или другие пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой пальчик малыша, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Теперь соедините большой пальчик с указательным, и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись к среднему пальцу, скажите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия с оставшимися пальчиками, говорим: «с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песни пел». Малышам обычно очень нравится эта игра, времени она много не занимает, зато польза огромная – ведь таким образом мы развиваем мелкую моторику!

Для деток, которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся! Пробуйте другие! Вот несколько примеров упражнений на развитие мелкой моторики рук дошкольников:

   В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, паззлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка,бисероплетение).
   Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  • Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  • Кухонная утварь
  • Различные емкости, пузырьки, коробочки
  • Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  • Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  • Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различнейшие рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  • Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

   А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  • Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  • Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  • Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  • Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
  • Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.
  • Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

   Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

   Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  • рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  • раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  • вырезать крупные многоугольные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  • наливать в чашку молоко из пакета;
  • умываться и чистить зубы.

 

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни. 

Развитие мелкой моторики рук или 
несколько идей, как занять ребенка на кухне,
чтобы успеть все приготовить .

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2.    Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3.     Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4.    Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

5.     На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6.    Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7.     Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8.    Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики,ромбики,кружочки.  

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

9.    Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

10.   Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук, и тем раньше, и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые, активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЦРР_Аленушка
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz