Помните тот волнительный день, когда на свет появился ваш
малыш? Как вы всматривались в его крошечное личико и удивленные глазки, ощущая,
что он целиком и полностью зависит от вас. И с тех пор, как продюсеры фильма
под названием «успешная личность», вы руководите и направляете, обеспечивая
жадный до энергии и активности мозг крохи тем, в чем он так нуждается –
впечатлениями. Разумеется, важны и значимы не только первые годы жизни, однако
ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития
личности. Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми вы помогаете
справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он
свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные
способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Короче
говоря, первые несколько лет жизни – это возможность для вас помочь стать
малышу тем, кем он может стать.
Такая ответственность за будущее малыша может напугать и
повергнуть молодых родителей в растерянность. Психологи успокаивают: мозг
ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали
сказку? Показали самолет в небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию,
а значит – развиваться. Но, конечно, немаловажное значение в деле развития
малыша играют и специальные занятия, и среди них на первом месте стоит развитие
мелкой моторики рук дошкольников.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами
– это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика
влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве,
наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и
воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности,
непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так
важно работать с маленькими пальчиками.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори
заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она
заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая
моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека
центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И,
если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние
зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так
настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть
в развивающие игры. «Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С
двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные
крупы.
Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все
в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита». Если в 4 года
ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме
колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача,
это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников
– это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Пожалуй, каждый
современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят
время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь
каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент
Однако, если вы не хотите проблем с письмом у
первоклассника, или задержки речи у трехлетки, начинать соответствующие
развивающие занятия надо раньше, буквально через пару месяцев после рождения
малыша. Методика мелкой моторики у таких крох проста. Грудному младенцу можно
массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), с детками после полугода играть
в сороку-ворону или другие пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой
пальчик малыша, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Теперь соедините
большой пальчик с указательным, и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись
к среднему пальцу, скажите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия
с оставшимися пальчиками, говорим: «с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем
песни пел». Малышам обычно очень нравится эта игра, времени она много не
занимает, зато польза огромная – ведь таким образом мы развиваем мелкую
моторику!
Для деток,
которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики – это
пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или
фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие
мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой
увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких
предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не
принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся!
Пробуйте другие! Вот несколько примеров упражнений на развитие мелкой
моторики рук дошкольников:
В продаже существует множество
подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику:
рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, паззлы, кубики), всевозможные наборы для
рукоделия (шитье, вышивка,бисероплетение).
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое
обучение. В ход пойдут все подручные средства:
- Крупы (запускать ручки в таз с
фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так
даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание
различных круп)
- Природные материалы: желуди,
каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
- Кухонная утварь
- Различные емкости, пузырьки,
коробочки
- Молнии, шнурки, завязки, нитки,
веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и
текстуры
- Бусины и кольца очень интересно
нанизывать на тесьму
- Из спичек, ватных палочек и
зубочисток можно выкладывать различнейшие рисунки (конечно же, под
присмотром родителей)
- Мальчики особенно оценят болты и
гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и
сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание
любимых кукол.
А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это
занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также
кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца,
картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон
или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям
и учить помогать в уборке по дому:
- Подметать и собирать мусор, а также
мыть полы.
- Собирать с пола соринки, помогать
собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль,
бусинки).
- Разбирать расколотые грецкие орехи
(ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных
орехов.
- Лепить из теста печенье и украшения
к пирогу.
- Открывать почтовый ящик или входную
дверь ключом.
- Пытаться самостоятельно обуваться,
одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и
одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда
захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать
кроссовки.
- Помогать сматывать нитки или веревку
в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
- Вешать белье (нужно натянуть веревку
для ребенка).
- Помогать родителям отвинчивать
различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под
шкафом, диваном, между мебелью.
- Искать край скотча. Отлеплять и
прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
- Затачивать карандаши (точилкой) и
стирать нарисованное ластиком.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
- Занятия должны напоминать игру, а не
уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже
сказку.
- Игры и занятия должны быть
систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку
или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры побольше разговаривайте
с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и
игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите,
что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Нельзя заставлять маленького
ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить
– прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие
по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно
больше различных способов развития мелкой моторики.
- Но ни в коем случае не занимайтесь
всем сразу.
- Не забывайте хвалить ребеночка за
каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
- Контролируйте время – оно для
каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- И не ограничивайте детей в
проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать
следующее:
- рисовать, используя в изображениях
мелкие детали;
- раскрашивать, не заходя за контур и
не оставляя пробелов;
- вырезать крупные многоугольные
фигуры;
- лепить из пластилина мелкие детали;
- застегивать и расстегивать пуговицы;
- одеваться и обуваться;
- шнуровать обувь и завязывать шнурки,
застегивать молнии;
- наливать в чашку молоко из пакета;
- умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует
массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не
пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь
это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И
принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
Все эти забавные упражнения требуют совсем немного
времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем
возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в
школе и во взрослой жизни.
Развитие мелкой моторики рук или
несколько идей, как занять ребенка на кухне,
чтобы успеть все приготовить .
1. Крупа на
тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп.
Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она
берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким
слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки
гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать
узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам
обеспечено.
3. Самые вкусные
игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету
и вкусу. И пусть он их разбирает.
4. Берем разные
баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать
крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных
размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся,
закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от
детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая
крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики
рук.
5. На тарелочку
налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада.
Пусть малыш по очереди опускает
кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно
поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
6. Поставьте перед
ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите
ребенку, как набрать ложкой крупу
в одной чашке и пересыпать
ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно
наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
7. Дайте малышу
формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить
соком. Пусть ребенок набирает жидкость
в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно
способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Насыпьте на
плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя
различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики,ромбики,кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например,
можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого
обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта
развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и
воображения.
9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием
будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих
пальчиков.
10. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются
макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать
макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем
лучше происходит развитие мелкой моторики рук, и тем раньше, и лучше
развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и
речевые области находятся рядом. Причем речевые, активно формируются под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша
напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков