25 ноября в детском саду
«Аленушка» прошел родительский клуб на тему : Мама – первый логопед.
Цель клуба: Повышение педагогической
компетентности родителей (законных представителей), способствующей обогащению
детско – родительских отношений, вовлечения их в воспитательно –
образовательный процесс ДОУ как равноправных и равноответственных партнеров.
Задача клуба:
1. Помочь мамам выделить
наиболее актуальные вопросы по проблеме развития речи детей раннего возраста.
2. Познакомить с этапами развития речи детей
от 2 до 3 лет.
3. Рекомендовать наиболее
приемлемые методы логопедической работы, направленные на развитие речи малыша
по следующим направлениям:
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики
пальцев рук;
- расширение пассивного и активного словаря.
Речь не является врожденной
способностью человека, она формируется и развивается всю жизнь. Речь ребенка
третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни.
Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка
средством коммуникации и регуляции поведения. Наверное, самым важным в семейном
воспитании и развитии является наблюдение за речевым развитием малыша.
Существуют тревожные признаки, которые
должны насторожить родителей:
Если ребенок:
- Не называет полностью имя и фамилию
- Не понимает значения вопросов «Что» «Где»
- Много использует слов, значения которых
понятно только ребенку (тарабарщина)
– Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса
– Не использует больше одного слова за один
раз
– Указывает на предмет, раньше, чем называют
его
– Не может называть каждый предмет на картинке
Для того чтобы речь не развивалась
стихийно, мама должна быть первым логопедом. И использовать приемлемые методы
логопедической работы, направленные на развитие речи.
Заседание клуба началось с высказывания
друг другу пожелания на предстоящее занятие.
Логопед Пичкуренко Виктория
Александровна познакомила родителей с признаками, которые должны насторожить
родителей при наблюдении за речевым развитием малыша. Виктория Александровна
предложила родителям и детям провести упражнения на развитие моторики
артикуляционного аппарата, на развитие мелкой моторики пальцев рук, на развитие
речевого выдоха, на расширение пассивного и активного словаря малыша. Необходимо:
Развивать моторику артикуляционного
аппарата с помощью артикуляционной гимнастики.
Такие как:
Упражнение «Улыбка» Квака любит
улыбаться, рот у Кваки до ушей хоть
завязочки пришей. (Для формирования звуков
С, ЛЬ, Л, Р)
Упражнение «Качели»: Я
качаюсь на качели вверх – вниз, вверх – вниз и все выше поднимаюсь, а потом
спускаюсь вниз.
Упражнение «Лошадка»: Я
лошадка серый бок…., я копытцем постучу…., кого хочешь прокачу… и домой всех
увезу ТПРУ – приехали. (Для звука Р)
Упражнение « Лопатка»: Язык
лопаткой положу и под счет его держу раз, два, три, четыре, пять язык можно
убирать. (Расслабляет мышцы языка) Исследователями установлено, что развитие
мелкой моторики пальцев рук влияет на развитие мышления, а, следовательно, и на
развитие речи.
Пальчиковые игры (символ –
руки)
»Один, два, три, четыре,
пять. Один , два, три, четыре, пять (Поочередно выпрямляют кулачки то правой,
то левой руки)
»Будем пальчики считать» (
раскрываем и показываем обе ладони)
«Пара рук» (поочередно поднимаем вверх то
правую, то левую руки)
»Вот твое богатство, друг!»
(раскрываем и показываем обе ладони)
Расширение пассивного и
активного словаря малыша с помощью чтения художественной литературы, при
рассматривании иллюстраций, заучивания стихов, сопутствующих режимным моментам
(Символ – лист бумаги).
При умывании – водичка, водичка! Умой мое
личико…
При расчесывании – расти
коса до пояса…
При уборке игрушек – динь-ля-ра, динь-ля-ра кушать Олечке пора!
При утреннем пробуждении – придумано кем-то
просто и мудро рои встрече здороваться -
доброе утро!
Для удобства можно
развешать таблички со словами стихов в те места дома, где выполняются
соответствующие режимные моменты.
Если вы едите в машине или поезде
можно поиграть в игру «Скажи, что
видишь». Мама указывает на предмет, а ребенок называет, например: дом, цветы,
дерево, собака. Если ребенок начинает повторять за мамой, то необходимо
поощрять его инициативу. При этом исправлять не все речевые ошибки, а только
некоторые, чтобы не снижать у ребенка уверенность в собственных речевых
способностях.
В конце нашего клуба каждый
родитель по очереди передавали клубок и одновременно разматывая его, говорили о
своих чувствах, о том, что ему понравилось, запомнилось, что было для него
новым, или неожиданным.
|