Интеграция в современном обществе требует необходимость интеграции в образовании. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога и детей, раскрытия их способностей. Все это приводит к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании.
7 мая в детском саду «Аленушка» с детьми подготовительной группы №4 проводилось открытое физкультурно – познавательное занятие «Забайкалье мое».
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с раннего возраста и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка, где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «…воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной». Применительно к дошкольному возрасту можно констатировать тот факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагога. Вместе с тем педагог по праву своей общественно значимой деятельности должен быть транслятором и творцом этнокультурного опыта. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 3-5 лет после рождения.
В настоящее время происходят глубокие изменения в нравственном сознании. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа с целью их изучения, сохранения и возрождения.
Дети, в спортивной форме, с эмблемами забайкальского флага, с веточками растительного символа Забайкалья – багульника, вошли в спортивный зал.
«Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в разные районы Забайкальского края, познакомимся с разными национальностями, населяющих наш край, узнаем, как живут, чем занимаются, как проводят национальные праздники, народы, проживающие на территории нашего края». С помощью информационных технологий, используемых на физкультурном занятии, дети переносятся в самый северный район нашего края – Тунгиро – Олекминский, где, через слайды, знакомятся с эвенками, их бытом, работой, увлечениями, играми. После чего разучивают эвенкийскую народную игру «Ловля оленей» и с интересом в нее играют. Игру сопровождает звучание эвенкийского национального музыкального инструмента – хамус.
После этого отправляются в Агинский национальный округ, рассматривают стилистический бурятский орнамент, разучивают слова приветствия на бурятском языке, знакомятся с этим народом, прослушивают бурятскую народную мелодию и играют в бурятскую народную игру «Колышки» (упрощенный вариант стрельбы из лука по столбикам).
В конце занятия дети знакомятся с потомками забайкальцев – казаками, рассматривают флаг и герб Забайкальского края, его столицей, бытом и жизнью забайкальских казаков, слушают стихи и казачьи песни, рассматривают костюмы. Предметом для игры служит казачья фуражка. Игра так и называется «Казачья фуражка». Сколько радости, веселья и задора было на лицах детей, играющих в эту игру, ведь кто первым добежит до фуражки – тот и атаман, который отдает приказы остальным казачатам.
«…немало есть чудес на свете,
природу разных мест везде видали,
второго Забайкалья я не встретил,
одно такое Бог планете дал!»
пишет известный забайкальский писатель.
Занятие детям очень понравилось, они закрепили названия районов, национальностей, подвижных игр и их правил. Работа по ознакомлению с родным краем широко ведется в группе, а также дополняется каждым специалистом по своей специфике, что создает целостную картину.
|