Цель:ознакомление детей с Даурским заповедником, находящимся на территории Забайкальского края, как территория, обеспечивающая сохранность и охрану природы (как флоры, так и фауны); Оборудование и оформление: ноутбук (презентация), карточки (деревья и листья),карточки осени (ранняя, золотая и поздняя), мяч; Задачи: 1. Познакомить детей с Даурским заповедником Забайкальского края (познавательное); 2. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей (познавательное); 3. Познакомить с растениями и животными Красной книги Даурского заповедника (социально-коммуникативное); 4. Закрепить умения использовать в речи глаголы (беречь, заботиться, защищать, не разрушать, охранять) (речевое); 5. Воспитывать экологическую культуру дошкольника (познавательное); 6. Закрепить знаниядетей о понятие «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; 7. Развивать мышление, память; 8. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; 9. Активизировать словарь детей введением новых слов: Даурский заповедник, косуля, манул, егерь; 10. Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы. Предварительная работа: проект о Даурском заповеднике, рассматривание альбома «Красная книга» с иллюстрациями редких видов растений и животных заповедника.
Ход занятия: Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями: Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх) Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер) Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Дети: Здравствуйте. Садятся на стульчики. Воспитатель: А сейчас ребята попробуйте отгадать загадки… Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печет (солнце) Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей) *** Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он – невидимый, и все же Без него мы жить не можем (воздух) А без воздуха можем мы прожить? (ответы детей) *** Меня пьют Меня льют Всем нужна я Кто я такая? (вода) А без воды, мы с вами сможем прожить? (ответы детей) *** Подмигнёт тебе украдкой Из травы фонарик сладкий (ягода) ***
Стоял на крепкой ножке Теперь лежит в лукошке (гриб) В темном уголке живет, Шелковую нить плетет: Он тайком сюда забрался Строить новый дом собрался (паук) *** Домовитая хозяйка Пролетит над цветком И поделится медком (пчела) *** Блещет в речке чистой Спинкой серебристой (рыба) Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это … Ребята как мы можем назвать одним словом? – (дети: ПРИРОДА). Правильно, мы сегодня поговорим о….(дети- природе). Воспитатель: Ребята,какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А сейчас вам нужно подобрать листочек к дереву и сказать, как он называется? Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, природа – это все то, что нас окружает, что создавалось без участия человека. Скажите, какая бывает природа? Дети: Природа бывает живая и неживая. Воспитатель: Все верно. Давайте поиграем в игру с мячом «Живое не живое» Цель: создать условия для речевой активности, закрепить знания живой и не живой природы. Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет объекты живой и не живой природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, отвечает к какой природе относится данный объект и почему. Возвращает мяч воспитателю. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы отлично знаете, что относится к живой и неживой природе. (садятся на стульчики). Ребята, мы с вами (люди), тоже являемся частью природы, а как вы думаете, человек может навредить природе? Дети: Да, может. Вырубать деревья, загрязнять водоемы, уничтожать животных. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь природе, как? (Включить аудиозапись – звуки леса) Воспитатель: Ребята, вспомните, что такое заповедник? Дети. (ответы) Воспитатель: Кто живет в заповеднике? Зачем люди делают заповедники? Дети. (ответы) Воспитатель: Заповедник – это то, место, где природа имеет право жить по своим законам. Заповедник , это- где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений. (Проводится игра «Правила поведения в заповеднике») Физминутка:«Вместе по лесу идем» Вместе по лесу идем, не спешим не отстаем. (Маршируем на месте) Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг. (Потягиваем руки в стороны) Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Указывать то правой, то левой рукой) Расстилается ковер и направо, и на лево (Наклоны в разные стороны) К небу ручки потянули, позвоночник растянули (Потягивание рук вверх) Отдохнуть мы все успели и на место снова сели! (Сесть на стульчики) А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и познакомится с правилами поведения в заповеднике. Воспитатель: Вот теперь мы знаем правила поведение на охраняемых территориях заповедников. Давайте отправимся в увлекательное путешествие и посетим Даурский заповедник. В путь! (презентация). Воспитатель: Рассказ по презентации. Ответы детей. 1-Красная книга Забайкалья; 2- символ заповедника Даурский журавль; 3- Даурский ёж; 4- Даурский журавль; 5- Дзерен; 6- Двугорбый верблюд; 7- Манул. Дети: рассказывают о животных, живущих в Даурском заповеднике и растениях, по презентации. Воспитатель: Ребята, а беречь и охранять природу нужно только в заповедниках? Дети: Нет, природу нужно охранять везде. Воспитатель: Совершенно верно! Беречь и охранять природу нужно везде, давайте никогда не будем забывать об этом. - Скажите, как называется место, где мы сегодня встретили много интересных зверей и птиц? ( Даурский заповедник). - Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей). - Для чего люди создают заповедники ? (ответы детей).